ЦВЗ "Манеж" гармонично сочетает искусство и коммерцию

Директор Центрального выставочного зала (ЦВЗ) "Манеж" Дина Градова -внешне хрупкая очаровательная женщина с изысканными манерами смолянки конца прошлого века.

<BR><BR>Директор Центрального выставочного зала (ЦВЗ) "Манеж" Дина Градова -внешне хрупкая очаровательная женщина с изысканными манерами смолянки конца прошлого века.<BR>По той активности, с которой в "Манеже" сочетаются искусство и бизнес, проводятся коммерческие выставки и привлекаются негосударственные средства для проведения некоммерческих проектов, Дину Градову легко причислить к преуспевающим в современном мире бизнесменам. Как человека, получившего искусствоведческое образование, а потом долгое время проработавшего сначала секретарем партийной организации, затем (20 лет) директором "Манежа" и до сих пор с теплотой вспоминающего времена коммунистические, Дину Градову можно назвать типичным "красным" директором.<BR>Что удивительно - она сама предпочитает говорить о грядущих гипотетических временах экономической стабильности, когда высокое служение искусству не будет омрачаться никакой низменной коммерцией и станет возможным за счет государственного финансирования проводить прекрасные художественные выставки, на которых восторженный народ будет впитывать высокое, вечное, мудрое.<BR><BR><B>Реальность быта</B><BR>Экспозиционная площадь Центрального выставочного зала "Манеж" - 4300 м2. На двух этажах одновременно может выставляться несколько сотен произведений искусства, в том числе и крупногабаритной скульптуры. Все отделы компьютеризированы, а сам "Манеж" подключен к Internet и имеет собственную страницу, на которой рассказывается о работающих и предстоящих выставках, с помощью фирмы Super Wave.<BR>С другой стороны - в самом продвинутом выставочном зале Петербурга устаревшее экспозиционное оборудование, подсветка "времен Очакова", а необходимость капитального ремонта назрела больше 10 лет назад. Когда бригада грузчиков начинает двигать экспозиционные планшеты и забираться на стремянку, чтобы развесить картины, без малейшего намека на современные приспособления, удивляешься терпению сограждан. <BR><BR><B>Выставляться хотят</B><BR>"Большая выставочная площадь в центре города, - рассказывает Дина Градова, - привлекает многих неожиданных потенциальных экспонентов. В дирекцию обращаются и серьезные промышленники - хотят проводить выставки собственной продукции, и разукрашенные цепочками рокеры и рейверы. Глядя на западных коллег по кинологическому бизнесу, объединение собачьих клубов попросилось устраивать свои выставки в закрытом помещении зимой.<BR>Иногда получается удачно и с экспозиционной, и с финансовой точки зрения - "Мир Камня", "Во славу Фаберже". Иногда - как получилось с ночными выступлениями рок-групп - оттираешь потом неделю заплеванный пол".<BR>Несмотря на значительный негативный опыт, Дина Градова не боится пробовать, если неожиданный проект кажется перспективным и может помочь в проведении художественных акций. Но она умеет и отказывать, когда заманчивое предложение может испортить репутацию зала.<BR><BR><B>На выставки ходят</B><BR>Средняя посещаемость "Манежа" - 300-600 человек в день, в зависимости от качества и востребованности публикой выставки. Например, все рекорды посещаемости художественных выставок перекрыла экспозиция эротического искусства "Паломничество на остров Киферу" - 2000 человек в день. Стремление тинэйджеров и пенсионеров к эротике по количественным показателям затмило даже знаменитое паломничество на выставки всенародного борца со всеми режимами Ильи Глазунова. Однако Дина Градова считает, что сделать эротическую выставку ежегодной и повторить успех у публики, пока не удастся. Тема исчерпана, по крайней мере, на несколько лет.<BR>Но и традиционные выставки без "клубничного" привкуса пользуются зрительским вниманием. Современное искусство интересует не только профессионалов, которые заполняют вернисажи, но и горожан, готовых заплатить деньги за билет. "Весь Петербург" и "Диалоги" - уже по нескольку раз повторяемые ежегодные проекты - имеют высокую репутацию и посещаемость. В выходные - 1200- 1600 человек, в будни - около 500.<BR><BR><B>Мечты и обиды</B><BR>В разговоре со мной Дина Градова постоянно подчеркивала подсознательное недовольство городской властью. Она не могла пожаловаться на невнимание, идеологическое давление или невыплату гарантированного минимума для поддержания технических служб "Манежа". Губернатор не обижает - приезжает на наиболее существенные вернисажи, внимательно рассматривает произведения, но никогда не навязывает свою точку зрения.<BR>Но муниципальное правительство, с точки зрения Дины Градовой, по настоящему не понимает значения ЦВЗ для города. Директор "Манежа" уверена, что должна быть существенная финансовая поддержка художественных проектов, не приносящих прямой выгоды. "Манеж" способен достойно показывать искусство. Стратегически неправильно заставлять руководство проводить коммерчески выгодные выставки и за их счет устраивать художественные. <BR>"В этом вопросе я несовременный человек. Меня совершенно не привлекает возможность зарабатывать, а даже страшит, что на мое место когда-нибудь придет другой директор и превратит "Манеж" в ЭКСПО. Вероятность этого в наш коммерционализированный век существует".