Депутаты сомневаются в будущем "ВСМ"

Поручительство по инвестиционному кредиту для строительства транспортно-коммерческого центра в районе Московского вокзала будет рассмотрено ЗC Петербурга на одном из ближайших заседаний.

<BR><BR>Поручительство по инвестиционному кредиту для строительства транспортно-коммерческого центра в районе Московского вокзала будет рассмотрено ЗC Петербурга на одном из ближайших заседаний. <BR>Речь идет о кредите в размере $200 млн сроком на 10 лет, который предоставляется РАО "ВСМ" консорциумом английских банков. В документе поручительства идет речь об ответственности Петербурга в полном объеме по долговому обязательству за счет городских бюджетных средств. Однако некоторые условия договора поручительства вызывают сомнения у специалистов. <BR><BR><B>Какие проблемы</B><BR>Среди неблагоприятных факторов называется, в частности, размер ответственности Петербурга. Вероятность риска достаточно высока. Стоимость строительства вокзально-коммерческого комплекса - около $350 млн, кредит же составляет только $200 млн. <BR>Сумма выдаваемого кредита составляет почти 8% городского бюджета. По мнению профессора Финансово-экономического университета Михаила Бродского, проводившего анализ условий поручительства, "давать гарантии по такому значительному кредиту можно лишь в случае исключительно высокой доходности или социальной важности строящегося объекта. Однако вокзал, гостиница и автостоянки не являются настолько высокодоходными". <BR>Важным "но" является также потенциальная возможность РАО "ВСМ" закончить строительство и погасить кредит из собственных средств. Пока не рассмотрен вопрос о залоге в обеспечение поручительства, в случае, если "ВСМ" не сможет найти необходимые средства для завершения строительства в срок. <BR>При таком развитии событий Петербургу придется либо заканчивать строительство на бюджетные деньги, либо платить штраф в размере 0,01% от просроченной суммы за каждый день просрочки. В случае уплаты долга из бюджета средства в виде налоговых поступлений будут возвращаться в городскую казну в течение 20 лет. <BR><BR><B>Воздержание полезно</B><BR>Критики проекта поручительства указывают также на то, что по условиям договора предполагается, в случае невыполнения "ВСМ" своих обязательств, безакцептное списание денежных средств со счетов Петербурга. Такое положение договора противоречит Гражданскому кодексу (ГК) РФ. <BR>Согласно ГК, за городом остается право выдвигать возражения против требований кредитора и прекращать поручительство в случае изменения обстоятельств. Наконец, депутат ЗС Алексей Ливеровский сомневается в необходимости самого поручительства Петербурга, когда существуют гарантии Министерства финансов РФ, утвержденные Госдумой. <BR><BR><B>Необратимые последствия</B><BR>Свое негативное отношение к поручительству высказала также Контрольно-счетная палата (КСП) Петербурга. В частности, в заключении КСП говорится, что "договор увеличивает принимаемые Петербургом обязательства поручительства до 2300-2500 млрд рублей. Такой объем обязательств прямо противоречит бюджету Петербурга на 1998 год, устанавливающему предельный объем обязательств по договорам поручительства в сумме 1391 млрд рублей". Общий вывод КСП: утверждение договора поручительства без необходимых обоснований и определения источников исполнения обязательств по поручительствам может повлечь за собой необратимые отрицательные последствия для финансового состояния Петербурга. <BR><BR>Кредитное соглашение между Внешэкономбанком и EXPORT CREDITS GUARANTEE DEPARTAMENT и консорциумом банков INDOSUEZ FINANCE (UK) LIMITED и SCHEWEIZERISCHER BANKVEREIN (DEUTSHLAND) AG на сумму $200 млн подписано 14 октября 1997 года.