00:0003 декабря 199700:00
36просмотров
00:0003 декабря 1997
Российский рынок чая в целом и петербургский в частности близок к формированию. Сегодня речь идет о борьбе между рядом основных игроков за удержание позиций и за расширение своего присутствия на рынке.
<BR>Российский рынок чая в целом и петербургский в частности близок к формированию. Сегодня речь идет о борьбе между рядом основных игроков за удержание позиций и за расширение своего присутствия на рынке.<BR>По официальным данным, объем чайного рынка России составляет 140-160 тысяч тонн в год. По итогам 1996 года Россия занимает второе место в мире по импорту чая после Великобритании, которая импортирует порядка 180 тысяч тонн ежегодно. Однако, по некоторым оценкам, около 15-20% объема поставок не фиксируется таможней. Поэтому с учетом контрабандного ввоза импорт чайной продукции всех сортов в Россию составляет 180-190 тысяч тонн в год.<BR>Оценка емкости петербургского рынка чая в разных источниках сильно отличается - от 5000 до 9000 тонн в год. Трудность объективной оценки, по словам участников рынка, заключается в том, что не всегда оптовая фирма может отследить, где ее клиенты реализуют продукцию - в Петербурге или же за его пределами.<BR>По словам генерального директора компании "Орими трейд" Сергея Касьяненко, специфика российского чайного рынка заключается в том, что те фирмы, которые являются лидерами в одном регионе, не обязательно будут ими и в другом. Сказываются географическая протяженность страны и достаточно недолгий по общемировым меркам процесс формирования рынка.<BR><BR><B>Расстановка сил</B><BR>В Петербурге расстановка сил крупных чайных компаний вывела в лидеры следующие компании: Uniland (Brookе Bond и Lipton), "Орими трейд" (четыре вида "Принцесс" - "Канди", "Гита", "Нури" и "Ява"), "Май" (торговая марка "Майский чай"), Dilmah с одноименной торговой маркой и ТД "Никитин". <BR>Не присутствует на местном рынке известный в Москве чай "Гранд", импортируемый Торговым домом "Гранд".<BR>По оценкам компании "Май", плотно работающей на петербургском рынке через свой филиал с марта 1997 года, если в Москве "Майский чай" сейчас занимает долю в 40%, в целом по России - 25%, то в Петербурге его доля пока меньше - 20%. <BR>По словам генерального директора петербургского филиала компании Александра Козлова, на местном рынке работать сложнее, чем в регионах, так как очень высока конкуренция.<BR>Генеральный директор "Орими трейд" Сергей Касьяненко считает, что чаи его компании занимают 9-10% российского рынка и около 25% петербургского. <BR>По мнению Олега Михеева, менеджера по продажам фирмы "Даллас" - официального дистрибьютора Dilmah в Петербурге и на Северо-Западе, наиболее известные в Петербурге чайные торговые марки - это "Майский чай", "Принцессы", Lipton и Dilmah. <BR><BR><B>Грядет большая расфасовка</B><BR>По мнению Сергея Касьяненко, увеличение таможенных пошлин неминуемо приведет к тому, что рано или поздно все крупные импортеры чая начнут его расфасовку в России. "Орими трейд" уже начала фасовать пробные партии своего чая в Ленобласти.<BR>Компания "Май" в ближайшем будущем построит свой чаеразвесочный завод. <BR>В условиях общего повышения цен на чай компании вынуждены предпринимать дополнительные шаги по удержанию своих позиций на рынке. Dilmah, в течение последних нескольких месяцев практически отсутствовавший на петербургском рынке из-за недостаточного количества поставок, с середины ноября возобновил поставки и начал очередную рекламную кампанию. <BR>Компания "Май" планирует выпустить чай с петербургским названием, начать работу с дальним зарубежьем по продажам там своего чая, а также делает упор на увеличение в объемах продаж доли пакетированного чая как минимум в 2 раза, для чего ведет достаточно агрессивную рекламную политику. <BR>Кроме того, в петербургском филиале компании создается новый отдел, который будет работать непосредственно с розницей. До этого компания работала в основном только с оптовиками. Как считает Александр Козлов, для "Мая" это одна из дополнительных возможностей заполнения петербургского рынка.<BR>ТД "Никитин", владеющий фасовочным производством на трех российских чаеразвесочных фабриках (Московской, Иркутской и Рязанской) и в последнее время несколько утерявший свои позиции на рынке, ожидает, что смена руководства компании и назначение в начале октября этого года на должность генерального директора бывшего вице-президента "Альфа-цемента" Дмитрия Амунца ("Никитин" входит в "Альфа-груп") приведут к возвращению компании утерянных рыночных процентов. Для этого "Никитин" закрывает производство всех своих сопутствующих продовольственных товаров и концентрируется на фасовке чая.<BR><BR>На российском рынке фасованный импортируемый чай занимает порядка 80-85%. Нефасованный чай импортируется и поступает на российские чаеразвесочные фабрики ТД "Никитин" и Уфимскую чаеразвесочную фабрику. <BR>Чай, производимый на Краснодарской чаеразвесочной фабрике, занимает около 0,5% рынка.(Л.Л.)