00:0017 ноября 199700:00
24просмотров
00:0017 ноября 1997
Ситуация в российской экономике, мягко говоря, не способствует составлению объективных экономических рейтингов. Добросовестный исследователь, пытаясь получить данные о работе отечественных предприятий любой сферы деятельности, сталкивается с тем, что эти
<BR><BR>Ситуация в российской экономике, мягко говоря, не способствует составлению объективных экономических рейтингов. Добросовестный исследователь, пытаясь получить данные о работе отечественных предприятий любой сферы деятельности, сталкивается с тем, что эти сведения либо недостоверны, либо недоступны. Государственные и муниципальные органы также не обладают полными сведениями об экономических показателях крупнейших деятелей различных рынков. Поэтому, начав публиковать рейтинги предприятий, российские деловые издания не просто продолжают традицию западных коллег. Они выступают пионерами движения, направленного на создание атмосферы открытости и честности в работе российского бизнеса. Объективная оценка состояния экономики страны стала насущной необходимостью для абсолютного большинства предприятий, поэтому журналисты и аналитики вправе рассчитывать на их поддержку.<BR><BR><B>Нужна систематическая работа над рейтингами</B><BR>Вахтанг Ковешников,<BR><B>президент Союза промышленников и предпринимателей Петербурга</B><BR><BR>Рейтинги российских предприятий нужны разные, в том числе комплексные. Эта информация важна прежде всего нам самим, а не только потенциальным инвесторам. Но мне, как директору "Авангарда", рейтинг, сопоставляющий компании из разных отраслей по критерию капитализации, мало интересен. Мне интересно видеть положение моего предприятия по отношению к предприятиям моего направления деятельности - прикладной науки. <BR>Наши петербургские научно-производственные предприятия живут сегодня за счет выполнения ряда международных контрактов. Иностранцы покупают наш интеллект и разработки. Но если с нами работают известные крупные компании, то наш рейтинг высок. Ведь работают с нами все-таки не потому, что мы запрашиваем недорого, а потому, что мы достигли высокого уровня разработок.<BR>К термину "рейтинг" вообще нужно подходить крайне осторожно. Уважаемый Комитет по экономике и промышленной политике во главу угла при рейтинговании петербургских предприятий поставил объем выпускаемой продукции. Ну и что? Например, на Кировском заводе, который занимает в этом рейтинге одно из первых мест, в свое время работало 54 тысячи человек, сегодня - 15 тысяч. Как к этому относиться? С другой стороны, есть, например, завод "Тепломаш". Это фирма, в которой работает всего около 100 человек. Выпускает это предприятие в общем-то достаточно несложную продукцию, но она пользуется огромным спросом. В какую строку и какого рейтинга занести это предприятие? Можно говорить о капитализации, стоимости акций на рынке. Ну и что?<BR>На выставке "Промэкспо-97" я с большим удовольствием посмотрел стенд Академии наук, стенды прикладных институтов и научных предприятий. Их рейтинг как оценить? Нужно оценивать их по каким-то разным критериям. <BR>Работа по составлению рейтингов, вне всякого сомнения, нужна. Какой дурак на рынке будет покупать мои ценные бумаги, инвестировать, делать заказы, если он не представляет, что творитcя на моем предприятии? Но рейтингование должно вестись по определенной шкале показателей для каждого отдельного рода предприятий и в зависимости от цели, которая преследуется. Работа над рейтингами должна быть полномасштабной и систематической. Если мы пытаемся выяснить, какие производства выпускают конкурентоспособную продукцию, где растут объемы производства и люди получают хорошую зарплату, это одна цель. Если мы хотим привлечь инвесторов - другая. Если мы хотим поддержать точки роста, нам нужно показать, на что они способны, разрекламировать их. Тут может помочь другой рейтинг. Разным потребителям информации важны разные сведения.<BR><BR><B>Рейтинги проясняют реальное положение дел</B><BR>Владимир Воронков, генеральный директор НИИ "Домен"<BR><BR>Журнал "Эксперт", ваша газета, другие экономические издания, которые публикуют рейтинги предприятий, делают большую часть той работы, которую, в принципе, должно делать Минэкономики. <BR>Петербургская промышленность, ориентированная в дореформенные годы более чем на 70% на нужды ВПК, за исключением отдельных отраслей и немногочисленных предприятий, находится в состоянии жесточайшего кризиса. Особенно это относится к таким отраслям, как радиоэлектроника, приборостроение, машиностроение и легкая промышленность. В условиях продолжающегося в течение последних 5 лет спада объемов промышленного производства и относительной стабилизации и роста объемов, например в пищевой промышленности, исключительно важное значение имеют регулярные рейтинги экономических показателей как промышленности города в целом, так и отдельных отраслей и предприятий. <BR>Прослеживая в динамике показатели рейтинга, мы получаем возможность на основе анализа ключевых показателей делать важные выводы о причинах изменений, давать прогноз на будущее и оценивать характер реформ в промышленности не только количественно, но и качественно. Появляется возможность оценить эффективность работы каждого конкретного предприятия, проанализировать как объективные, так и субъективные причины снижения или роста объемов производства. Появляется возможность выяснить - вызвано ли падение неконкурентоспособностью продукции, не вызвано ли увеличение объема продаж монопольным положением и нерегулируемым ростом цен, как это имеет место, например, в электроэнергетике и связи. <BR>Одним из важнейших показателей рейтинга эффективности работы предприятия является показатель производительности труда, который с хорошим приближением определяется как объем реализованной продукции в год в расчете на одного работника. Поэтому наряду с объемом продаж численность работников - один из важнейших параметров для экономического анализа. Важными характеристиками рейтинга являются такие параметры, как отношение объема реализации к рыночной стоимости компании (капитализации), а также отношение капитализации к чистой прибыли. В сегодняшних условиях последний параметр является не совсем корректным, так как компании не заинтересованы "показывать" истинную прибыль. Отношение объема реализации к капитализации более объективно и позволяет установить, насколько правильно оценена компания на рынке.