Окно в Европу превратилось в форточку

"В развитых странах фирмы расходуют на транспортные расходы до 20-30% от стоимости товара. Десятки миллионов тонн транзитных грузов, проходящих через Петербург, могут внести реальный вклад в экономику города".

<BR><BR>"В развитых странах фирмы расходуют на транспортные расходы до 20-30% от стоимости товара. Десятки миллионов тонн транзитных грузов, проходящих через Петербург, могут внести реальный вклад в экономику города".<BR><BR>Объемы товаров, проходящих через Петербург, растут. Не может перекрыть грузопоток ни радеющая за бюджет родная таможня, ни думающая о российских дорогах Федеральная автомобильная инспекция, ни Морская портовая администрация. Российские бизнесмены гнутся, но не ломаются. Ужесточила таможня правила ввоза в Россию большегрузных тягачей, автоперевозчики стали создавать оффшоры, выбивать льготы письмами ГТК, пообещали перекрыть Московскую кольцевую. Стало государство брать НДС с российских судовладельцев за экспорт услуг, при импорте грузов они тоже не растерялись - перекрасили флаги с российского на кипрский, мальтийский и так далее, и в море. Но это все московские дела. Ну не понимают они вдали от моря, что нужен России флот, порты. Пока в Москве согласовывали проекты строительства портов на Финском заливе, "северные соседи" как раз сегодня празднуют открытие нового контейнерного терминала в Хамине. Но и петербургские власти закрывают глаза на транспортные проблемы. Уходят клиенты портов в Прибалтику и Финляндию, борется за жизнь последнее на Балтике российское пароходство. Хотя основная проблема - налоги, которые не дают развиваться транспортникам, остается и снежный ком мелких причин, которые вместе душат этот бизнес. Например, почему в Петербурге самые высокие на Балтике сборы за заход судов? Нам что, не надо загружать собственный порт? Балтийская таможня распугала, наверное, 90% клиентов Морского порта. В Прибалтике заботятся о транзите, зная, что десятки миллионов долларов на земле не валяются. Когда в Эстонии местные таможенные органы попытались устроить проволочку при оформлении документов на транзитный груз, правительство решило этот вопрос одним телефонным звонком.<BR><BR>По различным данным, суммарный грузопоток через Северо-Западный регион достигает 40-50 млн тонн грузов в год. Из них 80% - транзитные грузы. По весовым показателям экспорт значительно преобладает над импортом. Это легко объяснимо: основные экспортные товары - сырье, а не готовая продукция, которая преобладает в импорте.<BR>Особую роль для Петербурга играют выход в Балтику, сообщение с внутренними водными путями России и мощный железнодорожный узел (через город проходят наиболее удобные и короткие пути между северной, центральной Европой и европейской частью России). <BR>Не последним козырем остается и тот факт, что от Петербурга всего около 150 км до Финляндии, а это въезд в ЕС с хорошими дорогами. Экспорт леса из России в основном идет в Скандинавию. На Германию и Голландию ориентированы поставки металлов, химического сырья и удобрений, часть которых в дальнейшем расходится по Европе. Наибольший грузопоток направляется в порты Роттердам и Гамбург. Автомобильный транспорт предпочитает въезжать в Европу через Финляндию и далее на паромных переправах добираться до Германии, Голландии и других стран. Обратный путь россий-ских грузовиков тот же. По грубым подсчетам, поток грузов, перевозимых автомобильным транспортом, достигает 6-8 млн тонн. Причем импорт преобладает над экспортом.<BR>Что касается железнодорожного транспорта, то по объему перевозок транзитных грузов он сравним с морским. На внутренних перевозках около 75% грузов перевозится по рельсам, однако и в сообщениях с европейскими странами ж/д транспорт играет значительную роль. <BR>Авиаперевозки, конечно, не могут конкурировать с наземными и водными видами транспорта по объемам. <BR>Транзит импортных грузов через Петербург в 80 случаях из 100 направляется в Москву. Только десятая часть грузов остается в Петербурге, столько же расходится в другие регионы.<BR>