Морской транспорт с завистью смотрит на колеса

Из российских пароходств на Балтике осталось только одно - Северо-Западное (СЗП).

<BR><BR>Из российских пароходств на Балтике осталось только одно - Северо-Западное (СЗП).<BR>Тем не менее торговля не замерла, но большую часть грузов перевозят крупные иностранные компании. Например, между Петербургом и европейскими портами действуют 10 контейнерных линий со средней частотой раз в неделю каждая. По словам заместителя директора фирмы "MCT Shipping Service Россия" Виктора Стрижицкого, современные контейнеровозы, используемые на этих линиях, вмещают от 150 до 1050 контейнеров (20-футовых). В среднем это 300 контейнеров на одно судно. СЗП отдало эксплуатацию контейнерной линии Петербург-Роттердам голландцам и сдает суда в тайм-чартер (форма аренды).<BR><BR><B>Ящики - в дело</B><BR>Контейнерные перевозки во всем мире играют все большую роль. В контейнерах транспортируют готовую продукцию и другие грузы, требующие защиты от внешнего воздействия. Известен даже случай отправки в контейнерах навалочных грузов - сахара. Крупные западные компании соревнуются в строительстве все более мощных судов, а фрахтовые ставки падают. Преимущество такой перевозки товара особенно ощутимо при использовании связки судно-железная дорога-автотранспорт: можно существенно сэкономить время и деньги на перегрузке. <BR>Рост грузопотока в "Морском порту СПб" в 1997 году ожидается, но экспедиторы жалуются, что клиент уходит из порта. Наряду с таможенными проблемами одна из причин - контейнерный терминал, построенный в 1977 году, требует реконструкции. Строительство нового и реконструкция действующего терминала предусмотрены в инвестиционных планах. <BR>По словам Виктора Стрижицкого, многие клиенты сразу ставят условием доставку грузов через Финляндию. "Мне приходится учитывать спрос на рынке, и мы вынуждены были создать автотранспортную фирму. Из морского перевозчика меня заставляют становиться сухопутным", - говорит он.<BR><BR><B>Из рек - в море</B><BR>В то же время пароходство в большей степени специализируется на экспортных грузах. Их доля достигает 65-70%. В основном это массовые, навалочные и генеральные грузы. Конек СЗП - прямые доставки грузов из центра России по рекам до устьевых портов и далее морем в Европу. На внутренних водных путях используются речные суда, при экспорте грузов пароходство перегружает их на свои же морские суда и доставляет в порты Балтики, Средиземного моря. По словам директора компании "Северо-Западный флот" Александра Рябченко, даже несмотря на то что железнодорожный тариф иногда ниже речного, некоторые грузы перевозят водным транспортом. В основном это экспорт негабаритного оборудования, удобрений, летом идет большой объем леса, зерна, бумаги. В этом году СЗП впервые использовало нефтеналивные баржи для перевозки топлива и жидких удобрений из центра России в Европу. "За счет этой услуги мы нашли дополнительный заработок для наших буксиров", - сказал Александр Рябченко.<BR>СЗП работает через несколько портовых комплексов. Наряду с "Морским портом СПб" используются порты в Ломоносове, Кронштадте, Невский грузовой район, Василеостровский грузовой район и другие.<BR>Конкуренцию пароходству составляют как частные судовладельцы, которые уводят суда в оффшоры, так и иностранные компании. Последние привлекают клиентов за счет использования более современного флота. Но на внутренние пути их пока не пускают.<BR><BR><B>Вплавь на автомобилях</B><BR>Особым видом перевозок является грузовое паромное сообщение. И хотя на Западе оно активно развивается, в Петербурге пока открыты только две линии: Петербург-Киль (Германия) и Петербург-Оксельзунд (Швеция). По словам начальника транспортно-экспедиторского отдела компании "Балтийские транспортные системы" Кирилла Турлакова, поток грузов через паромные переправы возрастает. "Главное для нас было убедить клиентов, что не будет задержек с оформлением прицепов, прибывающих на Морской вокзал, - говорит он. - Для этого мы долго работали с таможней, отлаживая специальную электронную систему документооборота и другие нюансы".<BR>Основной поток грузов, плывущих на трейлерах, - импортные скоропортящиеся товары. За последние 2 месяца грузопоток вырос почти на 50%. Правда, одной из причин этого стали проблемы при пересечении границы с Финляндией. По словам Кирилла Турлакова, Северо-Западное таможенное управление подписало технологическую схему, которая упростила оформление автомашин с паромов (машина, следующая по процедуре МДП, проходит таможню на Морвокзале, как и приграничную таможню при пересечении, например, финляндской границы).<BR>Сейчас паромы, идущие на Швецию, заходят в Петербург 4 раза в неделю, паромы германской линии - 3 раза. "Если грузопоток вырастет еще, нам придется ставить на линии более мощные суда", - говорит Кирилл Турлаков.<BR>На паромах, курсирующих на линиях, помещается около 60 полуприцепов. Объемы транзитных грузов и тех, что остаются в Петербурге, приблизительно одинаковы. Экспорт идет в Швецию, Германию, Голландию.<BR>