00:0010 ноября 199700:00
15просмотров
00:0010 ноября 1997
Газета "Деловой Петербург" подготовила рейтинг публичных компаний Петербурга по рыночной капитализации (суммарной стоимости акций). Мы отобрали компании по следующим критериям.
<BR>Газета "Деловой Петербург" подготовила рейтинг публичных компаний Петербурга по рыночной капитализации (суммарной стоимости акций). Мы отобрали компании по следующим критериям. <BR>Во-первых, по организационно-правовой форме все представленные в "ДП-50" предприятия являются открытыми акционерными обществами (публичными компаниями). То есть их акции без ограничений могут обращаться на вторичном рынке. <BR>Во-вторых, местонахождением головного офиса компании являются Петербург или Ленинградская область. <BR>В-третьих, мы решили, что сферой деятельности рейтингуемых компаний не должно быть предоставление финансовых, страховых и подобного рода услуг. <BR>Четвертым критерием было ограничение объема продаж. Мы выбрали в качестве минимального порога годовой объем продаж в 30 млрд рублей.<BR>Пятый критерий касался ценных бумаг компании. За редким исключением сделки с акциями представленных в "ДП-50" фирм либо совершаются в торговых системах (РТС, биржи), либо эти бумаги котируются брокерскими фирмами.<BR> Для расчета капитализации мы взяли котировки акций на 1 октября 1997 года, предполагая, что после октябрь-ского кризиса котировки большинства акций восстановят докризисный уровень.<BR>Мы оставили за собой право не включать в список компании, формально удовлетворяющие приведенным выше критериям, но "непрозрачные" - данными по их финансовым показателям ни один из использованных нами источников информации не располагал. <BR><BR><B>Капитализация - главный показатель</B><BR>Основным ранжирующим показателем рейтинга мы выбрали рыночную капитализацию компании, то есть рыночную стоимость всех ее акций. Эта величина, с одной стороны, учитывает качество и привлекательность акций фирмы, а с другой - в известной степени отражает "размер" компании. Таким образом, рейтинг компаний "ДП-50" не столько задает, сколько констатирует оценку, данную компаниям инвесторами, уже купившими ее акции. <BR>Необходимым условием включения компании в окончательный список было наличие данных для расчета капитализации. Для этого мы использовали публичные котировки участников рынка. Это значит, что капитализация компании могла быть занижена, так как реальные "закрытые" сделки с акциями нередко ведутся по договорным ценам. Особенно часто это происходит при перераспределении крупных, "силовых" пакетов.<BR> Для подсчета капитализации большинства компаний (особенно в нижней части рейтинга) использованы объявленные котировки на покупку акций в розницу брокерскими фирмами. <BR><BR><B>Индикаторы для инвестора</B><BR>Строго говоря, сам по себе показатель капитализации компании позволяет судить скорее о масштабах предприятия, нежели об оцененности его акций.<BR>Более тонкими индикаторами для инвестора являются показатели, производные от капитализации. Их достаточно много, но мы решили использовать три из них.<BR>Эти коэффициенты базируются на основных финансовых показателях деятельности предприятия. В основной таблице рейтинга приведены три основных показателя: объем продаж, балансовая прибыль и валюта баланса. Некоторые предприятия прислали их в редакцию сами; значительная часть нами получена с помощью фирмы Dun&Bradstreet-Nord. <BR><BR><B>1. Объем продаж</B><BR>Объем продаж показывает масштабы деятельности компании. <BR>В Петербурге считанные единицы публичных компаний в 1996 году имели высокий по российским меркам годовой объем продаж. Это объясняется отсутствием в городе сырьевых компаний и холдингов. <BR>Только у трех петербургских предприятий объем продаж больше 1 трлн рублей ("Ленэнерго", Ижорские заводы и Кировский завод). Лидер - "Ленэнерго" с объемом продаж в 5,6 трлн рублей - попал бы только в пятый десяток российских акционерных компаний и замкнул бы восьмерку среди региональных энергетических систем. По отношению объема продаж к капитализации компании (объем продаж/капитализация) можно судить об оцененности акций компании. Чем выше этот коэффициент, тем больше недооценены акции компании. <BR><BR><B>2. Прибыль</B><BR>Лидерство в объеме производства не всегда означает лидерство и в объеме полученной прибыли - конечном результате любого бизнеса. <BR>Расстановку лидеров по прибыли изменяет разница в структуре себестоимости продукции предприятий разных отраслей. <BR>Первое место по прибыли уверенно занимает пивзавод "Балтика" - самая динамично развивающаяся компания в России. Вслед за ней - связисты, обслуживающие Петербург (ПТС, ММТ). "Ленсвязь", работающая в Ленобласти, от них отстает, занимая 8-е место. Высокую балансовую прибыль имеют также "Ленэнерго", Ижорские заводы, "Электросила" и ЛМЗ (с 4 по 7-е место).<BR>Показатель p/e ratio определяет отношение капитализации компании к ее прибыли. Чем эта пропорция ниже, тем при прочих равных условиях более недооценены акции компании. Обычно этот показатель считают на основании чистой прибыли компании, однако мы использовали для расчетов балансовую прибыль. <BR>Интересно, что при перемножении показателя объем продаж/капитализация на p/e ratio получается показатель, обратный к рентабельности (объем продаж/прибыль). <BR><BR><B>3. Активы</B><BR>Валюта баланса петербургских предприятий приблизительно равна их активам, так как нематериальные активы и непокрытые убытки составляют очень незначительную долю их активов. Активы компании во многом дают представление о ее промышленном потенциале. <BR>По аналогии с показателем объем продаж/капитализация рассчитывают показатель активы/капитализация. Этот параметр мы рассчитали, используя валюту баланса как более доступный показатель. <BR>Помимо объема продаж, прибыли и активов на интерес инвесторов к акциям влияют другие балансовые показатели. Например, соотношение кредиторской и дебиторской задолженностей предприятия, стоимость основных фондов, структура задолженностей, достаточность оборотных средств, объем капиталовложений и др. <BR>В таблице также приведена величина уставного капитала компаний. Он не является важным фактором, влияющим на капитализацию компании. Во многом размер уставного капитала зависит от того, проводила ли компания переоценку основных фондов, и если да - то насколько справедливую. Тем не менее некоторые мелкие инвесторы считают, что номинал акций, от которого зависит величина уставного капитала, является важным экономическим показателем, и сравнивают номинал с рыночной ценой акций. <BR><BR><B>Что еще влияет на капитализацию</B><BR>На оцененность акций предприятия, а следовательно, на капитализацию оказывают влияние не только финансовые показатели его деятельности. <BR>Среди факторов, влияющих на уровень капитализации, можно отметить следующие: отраслевую принадлежность компании, уровень ликвидности и прозрачности рынка акций, информационную политику компании, качество менеджмента, перспективность бизнеса, отношение к портфельным инвесторам, структуру акционерного капитала, дивидендную политику. <BR>Отраслевая принадлежность стала очень значительным фактором изменения капитализации компаний. Практика показывает, что спрос на акции в России "волнами" идет по предприятиям различных отраслей. Это определяется в основном политикой иностранных инвесторов. Сначала в их поле зрения попали акции предприятий нефтедобывающей промышленности, затем - электроэнергетики и связи. В начале 1997 года настал черед машиностроительных предприятий. В результате их капитализация за несколько месяцев увеличилась в несколько раз (ЛМЗ, "Электросила", Кировский завод, Ижорские заводы). <BR>Весной и летом резко оживился спрос на акции пищевой промышленности, что в Петербурге отозвалось резким повышением акций "Самсона" и "Петмола". В последнее время наблюдался бурный рост акций химической и фармацевтической промышленности ("Пластполимер", "Фармакон", "Медполимер"), судостроения (Балтийский завод, "Алмаз"). <BR>Ликвидность рынка акций. Акции 9 из 10 эмитентов первой десятки рейтинга "ДП" включены в один из листингов РТС (исключение - "Балтика"). Включение акций компании в торговую систему почти всегда вызывает увеличение курса акций. Открытость повышает доверие к эмитенту, расширяет потенциальный спрос на его бумаги. <BR>Ликвидность рынка акций также зависит от "свободной" доли уставного капитала, находящегося в свободном обращении (то есть находящейся не у стратегических инвесторов и государства), общего количества акций в обращении (чем больше, тем ликвидность выше), количества компаний, котирующих бумаги. <BR>Эмитенты высоколиквидных акций, как правило, имеют большую капитализацию, чем эмитенты неликвидных бумаг. Это объясняется тем, что инвесторы стремятся покупать акции, которые впоследствии легко продать по рыночной цене. <BR>Информационная политика компании делится на две составные части: информирование акционеров и предоставление информации СМИ. Редкая компания до сих пор выполняет все требования законодательства по информированию акционеров. Этот вопрос регулирует Закон об акционерных обществах, а также нормативные акты ФКЦБ. <BR>Высоко оценивают инвесторы открытость информации о важных событиях и проектах компании. Такими событиями могут быть любые изменения уставного капитала (дополнительные эмиссии акций, увеличение их номинала, уменьшение уставного капитала) и структуры уставного капитала (переход крупных пакетов из рук в руки, дробление акций), заключение крупных контрактов и сделок, выпуск новых видов продукции, продвижение международных финансовых проектов). <BR>Такие события могут оказать существенное влияние на котировки акций. Если компания о них умалчивает, инвестор чувствует себя незащищенным. <BR>Качество менеджмента выражается в способности руководителей предприятия развивать компанию. Оценки качества менеджмента всегда субъективны и сильно зависят от внешнего имиджа руководства и предприятия. Объективной оценкой качества менеджмента является улучшение производственных и финансовых показателей. <BR>Негативно инвесторы могут воспринимать информацию о связях руководства предприятий с криминальными кругами или о том, что сомнительные структуры являются хозяевами предприятия. <BR>Перспективность бизнеса. Предприятия, имеющие постоянный спрос на продукцию, более привлекательны для портфельных инвесторов, чем производители не пользующейся успехом продукции. <BR>В Петербурге компаниями с неясными перспективами бизнеса являются в основном предприятия оборонной промышленности. Их благосостояние зависит от политики государственных заказов, а также от возможностей конверсии. <BR>Однако даже акции оборонных предприятий пользуются спросом, если они пытаются найти себе место на рынке. Так, на выпуск "гражданской" продукции переориентируется Пролетарский завод, в результате чего его акции растут. <BR>Отношение компании к портфельным инвесторам может быть доброжелательным и недоброжелательным. Во втором случае руководству компании обычно мерещится, что кто-то начинает скупку акций для захвата контроля над предприятием (что иногда оказывается правдой). Компания начинает противиться обращению акций на рынке. Например, администрация оказывает давление на трудовой коллектив с целью воспрепятствовать продаже акций сторонним структурам. <BR>Напротив, отношение может быть дружественным, если компания заинтересована в привлечении капитала через акции сейчас или в будущем. <BR>Структура акционерного капитала. Если значительная доля акций предприятия сконцентрирована в одних руках, свободно обращающихся бумаг на рынке почти нет. Ценообразование на рынке и капитализация в таких случаях зависят главным образом от эмитента. Среди региональных компаний, фактически полностью принадлежащих иностранным инвесторам, можно назвать пивоваренный завод "Вена" ("Синебрюхофф" - Carlsberg), "ICN-Октябрь" (ICN), "Светогорск" (Tetra Laval). Рынок акций таких предприятий практически не может стать ликвидным, а это обстоятельство сдерживает рост капитализации. <BR>Даже акции "Балтики", контрольный пакет которой принадлежит Baltic Beverages Holding, не являются ликвидными и не входят в листинг торговых систем. Зато брокеры активно занимаются покупкой оставшихся у трудового коллектива ценных бумаг. <BR>Дивидендная политика предприятия - важный, хотя и не решающий фактор изменения капитализации компании. <BR>Большинство петербургских компаний исправно платит дивиденды только по привилегированным акциям. Согласно уставам приватизированных предприятий, на выплату дивидендов по привилегированным акциям направляется 10% чистой прибыли (после налогообложения). <BR>Это требование предприятия стараются выполнять. Даже Ижорские заводы, над которыми вполне реально нависала угроза банкротства, начислили дивиденды в размере 20.040 рублей на одну акцию. Правда, выплачивать дивиденды предприятие планирует товарами. <BR>Практически гарантированный дивиденд обуславливает большую надежность привилегированных акций по сравнению с обыкновенными. Чем выше коэффициент d/p ratio (отношение размера дивиденда к рыночной цене акции), тем меньше риска влечет за собой покупка этих бумаг. <BR>Некоторые петербургские компании платят дивиденды и по обыкновенным акциям. Например, предприятия связи - дочерние общества телекоммуникационного холдинга "Связьинвест". Помимо 10% чистой прибыли на привилегированные акции они направляют 5% чистой прибыли на дивиденды по всем обыкновенным акциям, что связано с желанием основного акционера ("Связьинвест") получать "живые" деньги от дочерних компаний. Многие компании воздерживаются от выплаты дивидендов. В основном это предприятия, не имеющие в уставном капитале привилегированных акций (ЛМЗ, "Электросила", Завод турбинных лопаток, "Русские самоцветы", Комбинат им. Степана Разина, "Красный Выборжец"). <BR><BR>Что дает высокая капитализация?<BR>Высокая капитализация дает компании возможность привлечения инвестиций путем продажи инвесторам меньшей доли уставного капитала. "Балтика", например, может привлечь 500 млрд рублей путем эмиссии акций, составляющих 20% уставного капитала, а ЛОМО пришлось бы продать для этого 300% капитала. <BR>Высокая капитализация говорит о том, что инвесторы высоко оценили компанию, однако она не служит сигналом к покупке ее акций. <BR>Таким сигналом, напротив, может быть низкая капитализация компании, которая говорит о том, что акции недооценены. Рыночная практика показывает, что инвесторам обычно сложно бывает купить акции предприятия с низкой капитализацией, так как их держатели осознают, что владеют недооцененными бумагами. В результате первичный рост капитализации эмитентов бывает очень быстрым.