Балтийский нефтепровод ищет путь

На проекте создания Балтийской трубопроводной системы (БТС) пересекаются интересы различных компаний.

<BR><BR>На проекте создания Балтийской трубопроводной системы (БТС) пересекаются интересы различных компаний. <BR>Каждый потенциальный участник предлагает свое решение.<BR>Балтийская трубопроводная система предусматривает подключение южных месторождений Тимано-Печорской провинции к трубопроводной системе "Транснефти". <BR>Труба должна соединить месторождения нефти с портом в Приморске. Однако разрабатывается и второй вариант - дотянуть трубопровод до Порво (Финляндия).<BR>"Постановление отражает патриотические настроения Правительства и не учитывает инвестиционной ситуации. Окончательное решение о том, пойдет трубопровод в Порво или нет, будет принято по окончании предпроектной подготовки - в конце года. Деньги, заработанные за перекачку нефти в Порво, могут вкладываться в строительство порта в Приморске", - говорит пресс-секретарь "Транснефти" Алексей Скворцов. <BR>Говорить о сроке начала строительства пока рано. Подобные проекты требуют слишком много согласований. (К примеру, разработка Каспийской трубопроводной системы из-за согласований буксовала в течение 4 лет.)<BR><BR><B>Своя труба владыка</B><BR>По мнению некоторых специалистов, проект БТС - это завуалированная реконструкция трубопроводов "Транснефти", связанная с интересами России по строительству портов на Балтике.<BR>По мнению иностранных компаний, зависимость партнеров от трубопроводной системы "Транснефти" повышает риск инвестиций. Компании боятся, что "Транснефть" будет необоснованно повышать тарифы. <BR>Чтобы создать альтернативу БТС, был разработан проект "Северные ворота", рассчитанный на строительство морского терминала в Баренцевом море. Отсюда сырая нефть будет вывозиться танкерами. "Хотя уже принято решение по проектированию БТС, компании не собираются прекращать разработку "Северных ворот", - говорит замначальника управления по транспорту нефти "Архангельскгеологодобыча" Марсель Губайдулин.<BR><BR><B>Северяне за ворота</B><BR>Специалисты "Архангельскгеологодобычи" считают, что эксплуатация БТС приведет к снижению качества нефти из-за большого количества добавок при транспортировке. Кроме того, ограничения по осадке танкеров в Финском заливе и Балтийском море не позволят полностью вывезти добываемую нефть. <BR>Для "открытия" "Северных ворот", в свою очередь, потребуются дорогостоящие ледовые танкеры, но при этом сохранится высокое качество нефти, что позволит продавать ее дороже. <BR>"Для экспорта нефти проект "Северных ворот" дешевле и надежней. Требуется 6 суток для прохождения на рынки в Северную Европу", - утверждает генеральный директор "Архангельскгеологодобычи" Юрий Каджоян.<BR><BR><B>Прибалты - тоже</B><BR>До последнего времени экспорт нефти проводился по системе "Транснефти" через Литву, Латвию и Белоруссия. Нефть отгружалась через терминал в Вентспилсе (Латвия). Латыши предложили расширить терминал в Вентспилсе, утверждая, что этот проект дешевле приморского варианта. <BR>По данным "ДП", потери при вывозе тонны нефти через прибалтийские порты составляют в среднем $8,5-12 за тонну. Максимально возможный объем перекачки нефти через Вентспилс составляет 24 млн тонн ежегодно, через Клайпеду - 8 млн тонн.