Мировое сообщество предостерегает российских банкиров

Межправительственная специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег старается включить Россию в сферу своих интересов. С этой целью в октябре 1997 года комиссия распространила среди российских банков и правоохранительных органов 40 рекоменда

<BR><BR>Межправительственная специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег старается включить Россию в сферу своих интересов. С этой целью в октябре 1997 года комиссия распространила среди российских банков и правоохранительных органов 40 рекомендаций, которые должны помочь в разработке политики борьбы с легализацией преступных доходов. <BR><BR><B>А. Общая структура рекомендаций</B><BR>1. Каждая страна должна немедленно предпринять шаги, направленные на ратификацию и реализацию Конвенции ООН 1988 г. против нелегального распространения наркотических веществ и психотропных препаратов (Венская конвенция).<BR>2. Законы о тайне банковских вкладов следует рассматривать с точки зрения их возможного противодействия внедрению этих рекомендаций.<BR>3. Эффективная программа правоохранительных мероприятий против отмывания денег должна включать всЈ возрастающее многостороннее сотрудничество и взаимную правовую помощь в ходе расследований и уголовных преследований преступлений, связанных с отмыванием денег, а также выдачу преступников в тех случаях, когда это возможно.<BR><BR><B>В. Роль системы национального законодательства в борьбе с отмыванием денег</B><BR>4. Каждое государство должно предпринять необходимые меры (включая и меры законодательного характера) для того, чтобы, в соответствии с Венской конвенцией, квалифицировать отмывание денег как уголовное преступление. Каждая страна должна установить ответственность за преступление, связанное с отмыванием доходов от торговли наркотиками, как за тяжкое преступление. Каждое государство должно само определять, к какому разряду тяжких преступлений следует относить преступления, связанные с отмыванием денег.<BR>5. Как гласит Венская конвенция, термин "преступное отмывание денег" должен применяться к уже широко известной деятельности по отмыванию денег с учетом того, что такая информация исходит из объективных реальных обстоятельств.<BR>6. В тех случаях, где это возможно, и сами корпорации, а не только их сотрудники должны нести уголовную ответственность.<BR><BR><B>Профилактические меры и конфискация</B><BR>7. В случае необходимости государства должны взять на вооружение меры, подобные мерам, принятым в Венской конвенции (включая и мероприятия законодательного характера), с тем чтобы дать возможность своим компетентным органам конфисковывать полученную при отмывании собственность, сами доходы, средства, использованные или предназначенные для использования при совершении преступления по отмыванию денег, или равную по стоимости собственность, не компрометируя при этом действий третьих сторон, способствовавших раскрытию преступной деятельности.<BR>Такие меры должны включать право: 1) выявлять, отслеживать и оценивать собственность, которая подлежит конфискации; 2) осуществлять профилактические меры, такие, как замораживание средств и изъятие их с целью предотвратить любые сделки, передачу или операции с такой собственностью; 3) проводить любые необходимые следственные мероприятия.<BR>В дополнение к конфискации и уголовным санкциям страны также должны рассмотреть возможность введения денежных и гражданских наказаний и/или судебных процедур, включая гражданские судебные процедуры, для того чтобы объявлять недействительными договоры, заключенные сторонами, если сторонам было известно или они должны были знать, что вступление в силу договора приведет к ограничению возможности государства по возмещению финансовых претензий, например посредством конфискации, штрафов или неустоек.<BR><BR><B>С. Роль финансовой системы в борьбе с отмыванием денег</B><BR>8. Рекомендации с 10 по 29 относятся не только к банкам, но и к небанковским финансовым учреждениям. Даже в отношении тех небанковских финансовых учреждений, на которые не распространяются требования формального административного надзорного режима во всех странах (например, обменные пункты), правительства должны обеспечить правовую ответственность таких учреждений по тем же самым законам или законодательным нормам, что и для всех прочих финансовых учреждений, наряду с эффективным применением этих законов или законодательных норм.<BR>9. Соответствующие национальные органы должны рассмотреть применение рекомендаций 10-21 и 23 к сфере ведения финансовой деятельности коммерческими предприятиями (компаниями или отдельными профессионалами), которые не являются финансовыми учреждениями, в тех случаях, когда такая деятельность разрешена или не запрещена. Виды финансовой деятельности включают те, что перечислены в приложении, но не ограничиваются ими. Каждой стране предоставлено право решить, должны ли юридически определяться особые ситуации, в которых не возникает необходимость применения мер противодействия отмыванию денег, например, когда финансовая деятельность ведется от случая к случаю или на ограниченной основе.<BR><BR><B>Установление личности клиента и правила ведения регистрационных записей</B><BR>10. Финансовые учреждения не должны открывать анонимные счета или счета клиентов с заведомо фиктивными именами: от них следует требовать (в соответствии с законом, законодательными нормами, в рамках соглашения между надзорными органами и финансовым учреждением или внутренних договоренностей между финансовыми учреждениями) устанавливать подлинность клиента на основе официального или другого надежного удостоверения личности и регистрировать информацию о своих клиентах (и случайных, и постоянных) в момент установления деловых отношений или совершения операций (в частности, открытия счета или банковской расчетной книжки, сделки по доверенности, аренды банковских сейфов, совершения крупных операций с наличными).<BR>Для выполнения требований по установлению подлинности юридических лиц финансовые учреждения должны при необходимости предпринять меры, с тем чтобы:<BR>(1) проверить законность существования и структуру организации клиента путем получения (либо из списка организаций, либо от самого клиента, либо из обоих источников) доказательств регистрации, включая информацию о названии или имени клиента, юридической форме организации, об адресе, директорах и законодательных и уставных нормах, регулирующих обязательства организации.<BR>(2) убедиться в том, что любое лицо, намеревающееся действовать по поручению клиента, в самом деле обладает полномочиями для этого, а также удостоверить подлинность этого лица.<BR>11. Финансовые учреждения должны принимать меры для получения информации о подлинности физического или юридического лица, по поручению которого открывается счет или проводится операция, если возникают какие-либо сомнения в том, что эти клиенты или посетители действуют от своего имени, например в случае домицильных компаний (то есть учреждений, корпораций, фондов и пр., которые не ведут коммерческую или производственную деятельность или не осуществляют коммерческих операций в какой-либо форме в той стране, где расположен их зарегистрированный офис).<BR>12. Финансовые учреждения должны по крайней мере в течение 5 лет хранить все необходимые регистрационные записи по операциям (как внутренним, так и международным), с тем чтобы иметь возможность оперативно предоставлять их по запросу компетентных органов. Информация в таких записях должна быть достаточной для того, чтобы иметь возможность произвести реконструкцию отдельных операций (включая объемы и виды денежных средств, если таковые использовались), чтобы при необходимости иметь доказательства для уголовного преследования преступной деятельности.<BR>Финансовые учреждения должны хранить регистрационные записи об установлении подлинности клиента (например, копии или записи о таких официальных удостоверяющих документах, как паспорта, удостоверения личности, водительские права и подобные им документы), архивы счетов и деловую переписку по крайней мере в течение 5 лет после закрытия счета.<BR>Все эти документы должны быть доступны для внутренних компетентных органов в ходе расследований и уголовных преследований.<BR>13. Государства должны обращать особое внимание на опасность применения для отмывания денег новых или разрабатываемых технологий, которые могут обеспечивать анонимность, и при необходимости принимать меры для предотвращения их использования в схемах отмывания денег.<BR><BR><B>Повышение бдительности финансовых организаций</B><BR>14. Финансовые учреждения должны обращать особое внимание на все запутанные, необычно крупные операции и на все необычные по своей структуре сделки, которые не имеют явного экономического смысла или очевидной законной цели. Насколько это возможно, следует изучать подоплеку и цель таких сделок, результаты фиксировать в письменном виде и предоставлять их по запросу инспекторов, ревизоров и правоохранительных органов.<BR>15. Если финансовые учреждения подозревают, что источником средств является преступная деятельность, они обязаны своевременно сообщить о своих подозрениях в компетентные органы.<BR>16. Финансовые учреждения, их директора, ответственные сотрудники и служащие должны быть защищены правовыми нормами от уголовной или гражданской ответственности за нарушение любых ограничений на раскрытие информации, предусмотренных договором или любыми правовыми, директивными или административными положениями, если они сообщают о своих подозрениях в компетентные органы, даже если они не имеют точных сведений о скрытой криминальной деятельности и независимо от того, имела ли место преступная деятельность на самом деле.<BR>17. Финансовые учреждения, их директора, ответственные сотрудники и служащие не должны (или им должны по мере необходимости запрещать) предупреждать своих клиентов в тех случаях, когда информация о них передается в компетентные органы.<BR>18. Финансовые учреждения, сообщающие о своих подозрениях, должны следовать указаниям компетентных органов.<BR>19. Финансовые учреждения должны разработать программы, направленные против отмывания денег. Эти программы, как минимум, должны включать:<BR>(1) разработку внутренней политики, методов и средств контроля, включая назначение агентов по сотрудничеству с компетентными органами на руководящие должности и подготовку адекватных методов проверки, обеспечивающих высокие стандарты отбора при найме служащих;<BR>(2) постоянно действующую программу обучения сотрудников;<BR>(3) контрольные функции для проверки системы.<BR><BR><B>Способы решения проблем для стран, не принимающих или принимающих недостаточные меры противодействия отмыванию денег</B><BR>20. Финансовые учреждения также должны обеспечить применение перечисленных выше принципов к филиалам и большинству своих дочерних предприятий, расположенных за рубежом, особенно в тех странах, которые не применяют данные рекомендации на практике или применяют их в недостаточной степени, насколько это допустимо в рамках местных законов и юридических норм. В тех случаях, когда местные законы и юридические нормы запрещают такое применение, финансовые учреждения должны проинформировать компетентные органы страны, где находится головное предприятие, о невозможности использовать данные рекомендации.<BR>21. Финансовые учреждения должны обращать особое внимание на деловые связи и операции с физическими и юридическими лицами, в том числе компаниями и финансовыми учреждениями, в тех странах, которые не применяют данные рекомендации на практике или применяют их в недостаточной степени. В тех случаях, когда такие операции не имеют явного экономического смысла или очевидной законной цели, следует максимально тщательно изучить их подоплеку и цели, результаты зафиксировать в письменном виде и предоставлять по запросу инспекторов, ревизоров и правоохранительных органов.<BR><BR><B>Прочие меры противодействия отмыванию денег</B><BR>22. Страны должны рассмотреть возможность осуществления реальных мер для выявления и контроля физического перемещения через границу наличных денег и передаваемых денежных инструментов на предъявителя. Эти меры должны быть подкреплены жесткими гарантиями, обеспечивающими надлежащее использование информации без нанесения какого бы то ни было ущерба свободе перемещения капиталов.<BR>23. Страны должны рассмотреть возможность реализации и оценить достоинства системы, в рамках которой банки и прочие финансовые учреждения и посредники должны предоставлять отчет о всех внутренних и международных сделках, сумма которых превышает некоторое фиксированное значение, в централизованный национальный орган с компьютерной базой данных, доступной компетентным органам в ходе расследования случаев отмывания денег. Эта система должна быть подкреплена жесткими гарантиями, обеспечивающими надлежащее использование информации.<BR>24. Страны должны и в дальнейшем оказывать общее содействие разработке современных и безопасных способов денежного обращения, включая рост использования чеков, платежных карточек, прямого депонирования чеков заработной платы и регистрации ценных бумаг как средств, способствующих вытеснению наличных денег из оборота.<BR>25. Страны должны учесть потенциальную возможность того, что отмыватели денег могут использовать для своих целей компании прикрытия, и должны рассмотреть необходимость введения дополнительных мер по предотвращению использования таких организаций.<BR><BR>(Продолжение следует)