Русский музей отдает Богу Богово

В Русском музее открывается выставка "Русские монастыри. Искусство и традиции".

<BR><BR>В Русском музее открывается выставка "Русские монастыри. Искусство и традиции".<BR>В залах корпуса Бенуа полным ходом идет строительство огромных декораций, призванных перенести в музейное пространство дух, стиль и объем среднерусского монастыря. По замыслу устроителей, попадая в искусно созданную атмосферу христианского монастыря, посетитель ощутит, что на протяжении многих столетий монастыри в России были местом сосредоточения духовной и культурной жизни, противостоящей всем смутам и суете.<BR>Именно цельным и многогранным должен предстать облик русского монастыря из дерева и гипса на выставке вместе с подлинными вещами, пришедшими в постоянное собрание ГРМ из закрытых советской властью монастырей.<BR>Помимо икон и церковной утвари в состав экспозиции включены памятники из разных отделов музея, которые представляют культуру монастырей с XIII по XX столетие.<BR><BR><B>Двойственность исторического конвоя</B><BR>Самые лучшие и ценные иконы из насильно закрывавшихся монастырей и церквей свозились в московские и ленинградские музеи. Из кирпича разрушавшихся церковных зданий строились дома для рабочих и крестьян. Из колоколов лились пушки для фронта и победы, а из "малоценных" икон разводились костры.<BR>Отношения государства и церкви в России не всегда складывались респектабельно и безоблачно. Историю развития монастырей невозможно изложить, показывая только живописную и акварельную лепоту. Тема требует адекватного прочтения. Особенно когда ее раскрывают в государственном музее.<BR><BR><B>Двойственность подачи экспонатов</B><BR>Нетрадиционный способ подачи музейного материала - использование декорации театрально-балаганного уровня - вызывает неоднозначную оценку и у сотрудников музея. Ученых-искусствоведов шокирует западный способ подачи материала.<BR>С одной стороны, театрализованность экспозиционного действа вызывает интерес рядового зрителя. Формула "товар надо уметь продавать" работает и в деликатной сфере музейного дела. Человека ХХ века приходится убеждать, что темная доска XIII века с кусками отвалившегося левкаса - самодостаточная ценность, сконцентрировавшая суть загадочной русской души. И в понимании этого есть определенная заслуга музея.<BR>С другой стороны, духовная ценность предполагает отказ от суетного, максимальное сосредоточение на объекте. И если вводить театрализованную подачу экспонатов в музее с вековой традицией серьезности и значительности самого события выставки, то начинать, наверно, следует с искусства ХХ века, которое органично включает игру в свой контекст.