Универсамы диктуют условия, а рынки - цены

Какая форма торговли приносит городу больше выгоды - крупные магазины или торговые зоны и продуктовые рынки у станций метро, неизвестно.

<BR>Какая форма торговли приносит городу больше выгоды - крупные магазины или торговые зоны и продуктовые рынки у станций метро, неизвестно.<BR>"Как фактор, увеличивающий или уменьшающий структуру дохода бюджета, это не учитывается", - отвечает председатель Контрольно-счетной палаты Петербурга Герман Шаляпин. В бюджете всЈ сведено к одной строке: розничная торговля.<BR><BR>Налоги...<BR>По информации начальника отдела по контролю за доходами в сфере торговли ГНИ по Петербургу Валентины Соловьевой, универсамы и юридические лица, владеющие торговыми зонами (или рынками), отчисляют в бюджет одинаковые виды налогов. Но если основное дело универсамов - торговля, то рынки и торговые зоны зарабатывают за счет сдачи в аренду торговых мест. Торговцы осуществляют расчеты с администрацией рынка наличными деньгами. Поэтому оценить реальный доход рынка, с которого он должен платить налог, невозможно.<BR>Разрешение на предоставление земельного участка под торговую точку выдает Территориальное управление. Затем владелец магазина, рынка или торговой зоны заключает договор на аренду земли с районным отделом КУГИ. И предприниматель, который желает установить в торговой зоне свой павильон, также заключает договор аренды с районным КУГИ. В теруправлениях подтверждают выгодное положение торговых зон рынков. Эти торговые точки не требуют капитальных вложений и более мобильны.<BR><BR><B>...и транспорт</B><BR>Помимо отсутствия возможности контролировать реальные доходы рынков, а следовательно, сумму налогов город финансирует массовые перемещения горожан по городу.<BR>По сведениям экономического управления Комитета по транспорту, средние эксплуатационные затраты на провоз одного пассажира в городском транспорте составляют 1500-1700 рублей. Это значительно превышает разницу между ценами на продовольственных рынках и в универсамах.<BR>Получается, что город оплачивает продовольственные рынки как одну из разновидностей "социальной терапии". Многие считают, что для людей с небольшими доходами перемещения по городу - не столько поиск низких цен, сколько "цель дня".<BR><BR><B>Цена и ассортимент</B><BR>Более разнообразный ассортимент продуктов первой необходимости наблюдается именно там, где цены ниже. Например, самые высокие цены на рассмотренные продукты - в универсаме "Таллинский". При этом в момент посещения универсама корреспондентом "ДП" в продаже отсутствовали такие популярные у покупателей с низким доходом продукты, как крупа геркулес "Экстра" и отечественная мука.<BR>В то же время рынок у станции метро "Сенная площадь" отличился не только более низкими ценами почти на все перечисленные продукты, но и широтой ассортимента товаров.<BR><BR><B>Борьба за покупателя</B><BR>"Если бы государство сумело поставить универсамы и рынки в одну весовую категорию по уплате налогов, то цены на рынках были бы выше", - говорит директор универсама "Невский" Игорь Логинов. Этот универсам наиболее активно использует систему распродаж продуктов. По мнению директора "Невского", это дает возможность и небогатым покупателям побаловать себя йогуртом или бутылочкой пива. Правда, притока покупателей пока не заметно. "Нет оттока, и то хорошо", - считает Игорь Логинов.<BR>В такой "неравной борьбе" универсаму, конечно, приходится сложнее.<BR>Единственное неоспоримое преимущество универсама - это условия торговли. Даже покупателю с невысоким доходом не доставляет удовольствия месить грязь под ногами, при этом опасаясь за свой кошелек. Гораздо приятнее побродить по чистому, светлому и теплому магазину. Однако даже этот козырь универсамы используют недостаточно активно. К примеру, не могут предоставить в распоряжение покупателя даже туалет. А если посетитель проголодается, перекусить горячим ему удастся только в "Невском" (из перечисленных универсамов). (Ел.Т.)