00:0026 сентября 199700:00
21просмотров
00:0026 сентября 1997
Даже поверхностное исследование миграции кадров из одних коммерческих фирм в другие дает представление о характере основных "движущих сил", действующих на петербургском рынке квалифицированного труда.
<BR><BR>Даже поверхностное исследование миграции кадров из одних коммерческих фирм в другие дает представление о характере основных "движущих сил", действующих на петербургском рынке квалифицированного труда. <BR><BR>По просьбе "ДП" консультационная фирма "Лаум" подготовила микроанализ контрактов по подбору персонала, выполненных ею с начала 1997 года. Внимание специалистов было акцентировано на том, из какой (российской или иностранной) фирмы и в какую (российскую или иностранную) фирму перешел сотрудник, а также на возможных причинах этого перехода. Исследование можно считать очень приблизительным (были проанализированы всего 126 переходов), однако весьма достоверным, так как оно дополнено экспертными оценками нескольких опытных консультантов. <BR>Миграция секретарей-референтов, по данным "Лаума", стабилизировалась. Консультанты связывают это с тем, что определилось само понятие этой должности. Функции и навыки, оборудованность рабочего места, зарплата секретаря примерно одинаковы вне зависимости от величины и страны происхождения фирмы. Миграция связана не с величиной зарплаты, а с дополнительными требованиями, предъявляемыми к секретарю. <BR>Консультанты отмечают, что "стабилизация" должности и миграция взаимосвязаны: когда складываются требования к определенной категории специалистов, профессиональный уровень приобретает определенную стоимость на рынке, исчезают предпочтения работников к западным или к российским фирмам на различных этапах карьеры.<BR>Рядовой бухгалтер и в российской и в иностранной фирме занимается выполнением определенных стандартных операций. Работодателю поэтому не столь важен опыт его работы в иностранной фирме. Важнее степень освоения им определенных форм отчетности. Яркая тенденция миграции бухгалтеров из российских в западные фирмы объясняется их стремлением к карьерному росту. Отсутствие миграции бухгалтеров между западными фирмами, по мнению экспертов, связано с возможностями роста внутри этих компаний. Если бухгалтер покидает западную компанию, у него, как правило, достаточно опыта и знаний, чтобы найти работу с повышением во многих преуспевающих российских фирмах. <BR>Относительно невысокая степень миграции главных бухгалтеров из российских в западные компании объясняется чрезвычайно высокими требованиями к ним иностранных работодателей. С другой стороны, как только специалист на этой должности достигает определенного уровня профессионализма, он начинает оценивать не происхождение компании, а правильность постановки дела. Именно поэтому, считают эксперты, они не наблюдают миграцию главных бухгалтеров из западных компаний в российские. <BR>Линейный менеджер - руководитель среднего звена - как показывает статистика "Лаума", склонен мигрировать из российской в российскую или из западной в российскую компанию. Последнее консультанты объясняют тем, что миграция между западными компаниями происходит обычно в одном "должностном слое", а линейный менджер западной фирмы при переходе стремится повысить прежде всего свою должность. <BR>Несмотря на то, что, по статистике фирмы "Лаум", торговые представители чаще переходят из одной российской фирмы в другую, консультанты отмечают стремление этой категории работников устроиться к западным хозяевам. Российские торговые фирмы по большей части торгуют западным товаром, однако платят меньше, чем западные, торгующие теми же самыми продуктами. Если перед российской компанией стоит задача перехода на новый уровень продаж или охвата новых рынков, она стремится переманить из западной фирмы на большую зарплату специалиста по продажам более высокого уровня. Однако такие случаи в Петербурге не приобрели пока массового распростроенения. <BR>Если специалист в компании дорос до уровня директора по маркетингу или продажам, скорее всего, для дальнейшего карьерного роста ему потребуется сменить место работы. Однако часто такой специалист настолько высоко ценится, что аналогичная по масштабам фирма не может позволить себе его покупку по более высокой цене. Именно поэтому, по мнению консультантов "Лаума" наиболее сильна миграция маркетинговых директоров из российских в западные компании. Однако стремление топ-менеджера западной компании применять свои знания и навыки "в полный рост" иногда приводит его к решению перейти в российскую фирму. При этом чем выше квалификация этого работника, тем больше на его решение влияют реалистичность планов российской компании, наличие необходимых ресурсов для выполнения конкретных целей, продуманность маркетинговой и кадровой политики. <BR>В целом статистика "Лаума" наглядно показывает, что "ступенчатая" миграция менеджера остается в Петербурге распространенным способом карьерного роста. Лучшие выпускники петербургских вузов стремятся начать свою карьеру в преуспевающих компаниях и находят поддержку часто имено у западных работодателей. Начинающий менеджер, постигший азы мастерства в российской фирме, тоже ищет западную фирму. Там он сможет вырасти профессионально или, по крайней мере, "украсить" послужной список. Потом он с легкостью может сменить ее на российскую, перейдя туда с повышением и прибавкой к зарплате. Со временем повышение позволит ему претендовать на аналогичную должность в западной фирме и новый ценный опыт. Обратный переход в российскую фирму может вознести его на самый верх служебной лестницы.<BR>