Музей призван торговать доброжелательностью

Директора 16 маленьких петербургских музеев приняли участие в проходившем в Англии семинаре по музейному делу.

<BR><BR>Директора 16 маленьких петербургских музеев приняли участие в проходившем в Англии семинаре по музейному делу.<BR>Ведущие английские эксперты в области музейного дела обучали наших специалистов, как выживать и преуспевать в сложных экономических условиях. <BR>Директор Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме Нина Попова считает прошедший семинар полезным, несмотря на огромную разницу в положении отечественных и английских музеев. Английский семинар стал для Нины Поповой точкой отсчета, материалом другой жизни. Примером более цивилизованного подхода к делу, который, как она считает, со временем обязательно привьется и в Петербурге.<BR><BR><B>Продажа доброжелательности</B><BR>"Это четвертый этап обучения, которое продолжается второй год, - рассказывает Нина Попова. - Англичане предложили нам свой опыт. Им показалось, что мы - в одинаковой ситуации. Их на 15% лишили финансирования. У нас - якобы такие же проблемы.<BR>Они предварительно отсмотрели наши музеи. Первая проблема, с их точки зрения, - слабая реклама. Вторая - смотрители. Наши бабушки "отдрессированы" на то, что посетитель сейчас что-нибудь украдет. На каждого они смотрят как на потенциального вора.<BR>Англичане исходят из того, что музей продает доброжелательность. Музей отдает накопленный опыт и тепло. Для этого необходимо переобучение персонала, чтобы смотрители не засыпали, а получили право на самостоятельный рассказ. По идее, нас должна встречать добродушная хозяйка комнаты.<BR>"Сколько бы у нас ни было экскурсоводов, все равно каждого посетителя не охватить. Смотрители становятся музейными ассистентами. Нужно отыскать в городе заинтересованного человека, который пойдет работать на зарплату в 144 тысячи рублей. И в этом еще одно отличие нашего рынка от английского менеджмента. У нас - 70% на содержание, а 30% - на зарплату. У них - наоборот".<BR><BR><B>Единое пространство</B><BR>"Большое значение для музея имеет ощущение единого пространства. Мир не поделен на сегменты, всЈ сопрягается и входит в опыт жизни человека.<BR>Литературному музею нужно расширять контекст. Он не только для любителя изящной словесности - их осталось немного, - но и для любого горожанина. У нас рядом прекрасный Шереметевский дворец, образец усадебного быта, дворянской традиционной семейной культуры, в его залах Кипренский писал портрет Пушкина, гуляли в разное время Вяземский, Пунин. Русский авангард против классической русской культуры - всЈ сошлось под одной крышей".<BR><BR><B>Суаре на фоне </B><BR>Нина Попова рассказывала, как в Англии добывают деньги, чтобы поддержать музей. У них очень много денег приносит сдача помещений в аренду для проведения всевозможных суаре на фоне реликвий. Например, в Музее транспорта между омнибусами и дилижансами с бокалом вина любят общаться английские "белые воротнички".<BR>"У них договоры с фирмами, которые гарантируют чистоту и порядок. Мои примеры хуже. Мы проводили выставку японского искусства, а в качестве оплаты попросили компьютерную технику. Консульские сказали, что у них нет техники, и я отстала. Английские коллеги, рассматривая этот случай, объяснили, что следовало договориться, чтобы несколько представительств японских фирм в Петербурге провели приемы на фоне красивой японской выставки.<BR><BR><B>С протянутой рукой</B><BR>"Когда я обращаюсь с просьбой спонсировать то или иное мероприятие, на меня смотрят, как на человека с протянутой рукой, и обещают подумать. Английские коллеги предлагают приходить с улыбкой и заявлять: я хочу предложить вам очень выгодную сделку. Вы устраиваете здесь ваш вечер, мы рассказываем всюду, что вы такие культурные.<BR>Англичане считают, что наши бизнесмены молоды и неопытны. Им невдомек, что ко мне иногда приходят и предлагают подписать договор на сумму в несколько сотен миллионов, но фактически для музея я получу всего 30%.<BR>Я не понимаю, как мне спонсоров расшатать. У них - колоссальная реклама. У них - культурные традиции. У них - специалисты по PR. У нас - 550 млн рублей на весь год, из них 25% на зарплату, остальное - содержание от света до охраны. Никакой реставрации. Никакой рекламы. Наоборот, приходится учиться, как скрыть то, что иногда заработаешь".<BR><BR><B>Должность - жилец</B><BR>Музей готовит для Internet три программы - по выставкам и по фондам музея, включая выставку Бродского. Открыто видеокафе, где посетитель может сидеть и смотреть фильмы об Ахматовой и ее эпохе.<BR>Результат английского семинара - освоение города как единого музейного пространства. Артиллерийский музей, ГРМ и Музей Ахматовой планируют экспозицию о русском человеке накануне первой мировой войны.<BR>Музей Ахматовой - подлинная квартира ленинградского интеллигента эпохи социалистического быта. После Блока это единственная квартира по ХХ веку. Каждый посетитель получает билет-пропуск, подписанный Анной Ахматовой (в графе "должность" - жилец), - дань прежней закрытости учреждения, во флигеле которого Ахматова жила.