00:0026 сентября 199700:00
65просмотров
00:0026 сентября 1997
В "Деловом Петербурге" прошел "круглый стол" с участием менеджеров по персоналу российских фирм. Специалисты по HR (human resource) обсуждали методы кадровой
<BR><B>В "Деловом Петербурге" прошел "круглый стол" с участием менеджеров по персоналу российских фирм. Специалисты по HR (human resource) обсуждали методы кадровой </B><BR>аяцRвл, ї?бвR і ф?абф?твічл бф?жія"ібвя фR тяэаяї ч аячічяой?cбп тRїфя-іі. <BR><BR>Многие менеджеры по персоналу, приглашенные "ДП", отметили, что в фирмах они выполняют функцию обратной связи, анализируют взаимоотношения подчиненных и их непосредственных начальников. Кадровики считают своим долгом объяснять людям новые цели и задачи компании, иногда внося в них некоторые тактические коррективы, дабы нововведения не привели к кризису. <BR>"Руководитель службы персонала является ключевым работником по сбору информации в фирме", - заметил Игорь Чумарин, руководитель группы экономической безопасности агентства "Дом Плюс". Николай Рысев, менеджер по персоналу группы "Парфюм", дополнил: "Однако сбор информации - не цель, а необходимое условие нашей работы".<BR>Большая, иногда самая существенная часть работы кадровиков в развивающихся компаниях связана с набором новых сотрудников. Доказать начальству ценность других кадровых мероприятий, результативность которых не очевидна, гораздо сложнее. "Единственный способ заставить начальство считаться с собой - регулярно представлять ему достоверные и не всегда приятные прогнозы влияния текущей кадровой политики на жизнь фирмы", - "пошутил" менеджер по персоналу фирмы "Гарант Интернешнл" Михаил Новиков.<BR>На встрече в "ДП" присутствовали руководители компаний, в которых нет специальной службы персонала. Они отметили, что создать атмосферу гордости за фирму бывает гораздо сложнее, нежели поднять ее финансовое положение. Директора считают, что кто-то обязательно должен поднимать боевой дух персонала, воспитывать его и мотивировать. Только тогда при сравнительно небольшой зарплате работники остаются верны компании. <BR>Консультант по персоналу Галина Кондратьева рассказала о крупной петербургской фирме, где закрытый и авторитарный стиль руководства, по ее мнению, грозит развалом, главным признаком которого является отток самых лучших работников. "Иностранные учредители, используя благоприятную ситуацию на рынке, просто "выдаивают" эту компанию. А российские менеджеры, не обладая должной степенью ответственности за нанятых людей, ничего не делают для изменения ситуации", - уверена консультант. <BR>Кадровый консультант Петр Капустин, который совместно с рекрутерской фирмой Dero проводил исследование работы служб персонала петербургских компаний, пришел к выводу, что в 80% компаний продуманной работы с кадрами не ведется вообще.<BR> Специалисты подчеркивали, что менеджер по персоналу в первую очередь - менеджер, управляющий, а не психолог, призванный разбираться в проблемах отдельных сотрудников. <BR><BR><B>Нож в руках хирурга</B><BR>Менеджеры обсудили реальный случай, когда генеральный директор одной солидной петербургской компании просто невзлюбил сотрудника и приказал менеджеру по персоналу уволить его. Судебное разбирательство по этому делу продолжается уже около года. <BR>"Как правило, по суду работодатель вынужден выплатить все, что потребовал работник. Снизить затраты можно решив конфликт полюбовно", - уверен Игорь Чумарин, руководитель группы экономической безопасности агентства "Дом Плюс". <BR>Менеджер по персоналу Балтийского финансового агентства (БФА) Елена Недопекина и менеджер по персоналу издательства "Питер" Елена Рудавина привели примеры ситуаций, когда они давали увольняемым рекомендации, помогали найти другое место работы. <BR>Как утверждают специалисты, гарантией законного увольнения в большинстве случаев является собственное заявление сотрудника. Если необходимо временно нанять специалиста, единственный "обходной вариант", который предлагает Гострудинспекция, - получить от него заявление об устройстве на работу на определенный срок с указанием причин. Однако контракт - не единственная форма взаимодействия с сотрудником. С ним можно заключить договор подряда на конкретный проект. <BR>"Единственная гарантия нормальных взаимоотношений - порядочность работодателя и сотрудника. Но это нерыночная и неформализуемая задача, которую должен решать кадровик", - сказал менеджер фирмы "Алеко" Илья Гамов. <BR>Проект нового российского КЗоТа не менее, если не более, жестко защищает наемного работника. Кадровики, справедливости ради, отметили: несмотря на то что иногда КЗоТ является тормозом развития трудовых отношений, зачастую он - единственный фактор, сдерживающий произвол руководства по отношению к работнику. Нормы КЗоТа заставляют начальство искать компромиссы в трудовых конфликтах. <BR><BR><B>Светлая даль </B><BR>Перспективы работы менеджера по персоналу вызвали дискуссию среди собравшихся. Консультанты высказали мнение, что служба персонала как непрофитное подразделение - первый кандидат на сокращение, если дела в фирме пошли не лучшим образом. Один из консультантов пессимистично заявил, что главная работа западного менеджера по персоналу - снижение затрат на защиту от сотрудников - в России никому не нужна, так как здесь отсутствует мощное профсоюзное движение и судебная практика отстаивания прав работника. <BR>Это мнение нашло поддержку у некоторых участников "круглого стола". Многие из них согласились, что, пока сохраняется большое предложение на рынке труда достаточно квалифицированных людей с высшим образованием, кадровая политика большинства фирм будет ограничиваться приемом и увольнением сотрудников. Однако другие специалисты считают, что многие российские фирмы уже приняли решение задействовать последний неиспользованный пока ресурс - человеческий потенциал.<BR>Менеджер по персоналу в такой ситуации имеет шанс стать проводником здравого смысла и знаний. "Мне не нужен менеджер-мажордом", - заявил генеральный директор "АРС-консалт" Андрей Ребров. <BR>В фирмах, где работают 100, 1000 человек, наличие профессионала-кадровика просто необходимо - так думают и кадровики, и руководители, и консультанты. Некоторые кадровики уверены, что мелкие компании тоже будут обзаводиться службами персонала. Создавать их на постоянной основе - накладно, поэтому небольшие фирмы будут покупать абонементы на периодическое обслуживание кадровыми специалистами. Наличие или отсутствие кадровой работы будет определяться не количеством персонала, а квалификацией занятых людей. <BR>"Менеджер по персоналу останется в фирме тогда, когда будет носителем ее духа и сможет передавать его другим работникам. Так он сохранит в фирме и себя, и других ценных сотрудников", - уверен директор ИЧП "Шанс" Равиль Абдуллин. С ним солидарна менеджер по персоналу БФА Елена Недопекина: "Менеджеры по персоналу сосредоточатся на внутрифирменном обучении и развитии корпоративной культуры".<BR>Несмотря на это, как полагают кадровики, останутся компании, в которых менеджеры по персоналу выполняют функции внутреннего рекрутера, службы безопасности, соцобеспечения, функции буфера или общей жилетки для впитывания слез. Но настоящая работа по развитию кадрового потенциала всегда будет заключаться в планировании кадровых ресурсов и решении комплексных задач кадрового менеджмента. Вскоре, по мнению консультантов, многие фирмы отдадут набор рекрутерам, обучение - профессиональным учителям. Инструментами деятельности кадровика станут линейные менеджеры и специализированные организации. (Дм.П.)