00:0022 сентября 199700:00
12просмотров
00:0022 сентября 1997
Второй квартал оказался урожайным по количеству зарегистрированных средств массовой информации (СМИ) в Петербурге.
<BR>Второй квартал оказался урожайным по количеству зарегистрированных средств массовой информации (СМИ) в Петербурге. <BR>Всплеск активности учредителей СМИ отметили в Северо-Западном региональном управлении (СЗРУ) Комитета по печати РФ - количество поданных заявок на регистрацию начиная с мая возросло примерно в 2,5 раза по сравнению с началом года. <BR>Начальник СЗРУ Юрий Третьяков связывает этот факт с проверками, проводимыми его управлением. "По закону, издания тиражом менее 1000 экземпляров могут работать без регистрации. Но от нее уклонялись некоторые издания, которые выходили несколько большим тиражом. Когда пошла волна проверок, нарушители поспешили зарегистрироваться", - говорит Юрий Третьяков. По его данным, за 8 месяцев 1997 года в Петербурге зарегистрировано 399 изданий.<BR><BR>Где газеты?<BR>Настоящий газетный бум Петербург переживал в 1992-1993 годах, когда число городских газет возросло с 12 до нескольких сотен. Несмотря на то что в последние 2 года ежегодно регистрируются 400-500 новых СМИ, в киосках не наблюдается лавины газет и журналов. В СЗРУ отмечают, что подавляющее большинство новых изданий - специализированные газеты и журналы с малым тиражом (2-3 тысячи экземпляров), которые не предназначены для массовой продажи. <BR>В то же время растет количество электронных средств массовой информации: по словам Юрия Третьякова, из 1500 выходящих в Петербурге изданий треть составляют электронные СМИ.<BR>Наиболее часто учредителями печатных изданий выступают издательские дома (в частности, "Шанс" и "Атлант"), а также информационные фирмы. Причем учредители - коммерческие организации выступают скорее как спонсоры изданий. По наблюдениям Комитета по печати, интерес к выпуску газет у коммерческих структур повышается в предвыборный период.<BR><BR><B>Контроль</B><BR>Управление Комитета по печати осуществляет выборочный контроль. По закону РФ "О средствах массовой информации", регистрация изданий, не выходящих более 1 года, признается недействительной. Однако учредитель может направить в Комитет по печати письмо с объяснением причин, по которым издание не выходит. Чаще всего это финансовые причины, отмечает заместитель начальника СЗРУ Лев Царев. Если же объяснений нет, Комитет вправе направить в суд материалы о признании свидетельства о регистрации газеты недействительным. На практике ежегодно прекращают деятельность или не выходят вообще от 30 до 60 изданий, а их дела могут рассматриваться в суде несколько месяцев.<BR><BR><B>Льготы</B><BR>Статус средства массовой информации гарантирует льготы издательству - как налоговые, так и таможенные. В частности, редакции периодических изданий с 1 января 1996 года освобождаются от уплаты таможенных пошлин при ввозе материалов и оборудования для выпуска изданий. <BR>Северо-Западное управление Комитета по печати РФ не имеет данных о каких-либо нарушениях или незаконном использовании статуса СМИ. Издания пользуются льготами автоматически, но около трети из них обращались в управление за официальным подтверждением их статуса. <BR>Санкт-Петербургская таможня также не зафиксировала каких-либо нарушений при пользовании льготами. По словам пресс-секретаря СПб таможни Валерия Аникина, в список материалов включены далеко не самые интересные для продажи товары, поэтому нецелевое использование средств маловероятно. <BR>Представители фирм, торгующих в Петербурге бумагой и материалами для полиграфии (в частности, фирмы "Берег"), отмечают, что объем предложения подобных материалов - как импортных, так и отечественных, на региональном рынке вполне достаточен. (Л.А.)