Стратегический план Петербурга

Первая редакция базовой версии от 14 августа 1997 года. Публикуется в сокращенном варианте. Окончание. Начало см. в №77, 78/97

<BR>Первая редакция базовой версии от 14 августа 1997 года. Публикуется в сокращенном варианте. Окончание. Начало см. в №77, 78/97<BR><BR>Совместные действия города и предприятий необходимы в целях завоевания петербургской промышленностью новых региональных и экспортных рынков. Для этого продолжится заключение межрегиональных соглашений, будут расширяться выставочная активность, создание бизнес-центров и торговых домов.<BR>В последние годы доказали свою эффективность финансово-промышленные группы. Поддержка их создания в Петербурге поможет подъему промышленности. Перспективными представляются и другие формы кооперирования и углубления внутригородских хозяйственных связей между предприятиями, финансовыми структурами, административными органами.<BR>Причиной низкой конкурентоспособности многих промышленных предприятий остаются слабый менеджмент и технологическая отсталость. Поэтому необходимо содействие обновлению управленческих кадров на промышленных предприятиях, продажа государственных пакетов акций с целью обеспечения прихода на предприятие стратегического инвестора и квалифицированных менеджеров.<BR>Планом предусматривается поддержка программ по переподготовке управленцев промышленных предприятий Петербурга, в частности обучение методам обоснования инвестиционных проектов. <BR><BR>2.5. Третье стратегическое направление. "Улучшение городской среды"<BR>В рамках данного направления выделяется пять целей, вокруг которых могут быть созданы отдельные целевые программы.<BR>Основные проблемы центра города таковы.<BR>Изношенность зданий. Необходимо создать процедуры, делающие их реконструкцию коммерчески оправданной (включая дома - памятники федерального и местного значения).<BR>Рост имущественного неравенства жителей центра города более резкий, чем в целом по городу. Необходимо продолжить процесс расселения коммунальных квартир и в то же время обеспечить варианты реконструкции, при которых значительная часть жильцов остается в доме после завершения ремонта (центр не должен быть только для богатых).<BR>Высокий уровень загрязнения окружающей среды. Необходимо создать условия для вытеснения из центра экологически вредных промышленных предприятий, снизить уровень загрязнения воздуха автотранспортом.<BR>Транспортная проблема (транспортные пробки, нехватка мест для парковок, перегруженность общественного транспорта). Необходимо в центре города отдать приоритет общественному транспорту, разгрузить центр от транзитных потоков за счет внутренних кольцевых магистралей, усовершенствовать систему регулирования движения, реализовать программу строительства подземных и многоэтажных автостоянок.<BR>Изношенность инфраструктуры. Высокая степень изношенности инфраструктуры городского центра препятствует реализации проектов реконструкции зданий, финансируемых частными инвесторами. Предполагается на основе стратегического плана разработать обоснованную программу действий по реконструкции центра города, включая комплекс мер по реализации федеральной программы "Центр", привлечения кредитных средств Всемирного банка, в первую очередь для обновления инфраструктуры, и создать необходимые стимулы для частных инвестиций в реконструкцию исторической застройки центра.<BR>Программа развития инженерной инфраструктуры нацелена на обеспечение надежной работы энергетических систем города, бесперебойной подачи воды и повышения качества питьевой воды, улучшение очистки канализационных стоков.<BR><BR>2.6. Четвертое стратегическое направление. "Реформирование социальной сферы"<BR>Предотвращение социальных конфликтов, создание условий для здоровой и безопасной жизни личности, семьи, общества как одна из важнейших целей стратегического плана предполагает решение ряда задач.<BR>Требуются консолидированные усилия по снижению криминогенной опасности и по укреплению правопорядка в городе, снижению социальной напряженности.<BR>Новая жилищная политика включает в себя меры по развитию ипотечного кредитования, развитию жилищных кооперативов и товариществ. Должно развиваться коммерческое и индивидуальное жилищное строительство, строительство жилья за счет предприятий.<BR>Таким образом, основное содержание новой жилищной политики состоит в том, чтобы существенно расширить пути и способы приобретения горожанами жилья в соответствии с уровнем дохода и социального положения и тем самым реализовать принцип: каждой семье - отдельную квартиру.<BR>Наряду с развитием системы городского общественного транспорта и с повышением уровня организации дорожного движения, следует расширять практику привлечения дополнительных (внебюджетных) источников финансирования транспортной системы города и перевозчиков различных форм собственности.<BR>В следующем разделе приводится набор целей, задач и мер стратегического плана. Как правило, для каждой меры имеются подробные обоснования и поясняющие документы. <BR><BR><B>Раздел 3. Цели, задачи </B><BR><B>і ї?ал бваяв??із?бтR?R ф"я-я </B><BR>Первое стратегическое направление. "Формирование благоприятного хозяйственного климата"<BR>1.1. Ликвидация препятствий для предпринимательской деятельности.<BR>1.2. Снижение налогового бремени.<BR>1.2.1. Способствовать благоприятному изменению федерального законодательства.<BR>1.2.2. Разработать и принять ряд законов Петербурга, обеспечивающих формирование благоприятного налогового климата. <BR>1.2.3. Упростить и облегчить налоговую систему региона.<BR>1.3. Формирование рынков недвижимости и изменение градостроительного регулирования.<BR>1.4. Повышение мобильности рабочей силы.<BR>1.5. Переориентация финансовых ресурсов на инвестиции в реальный сектор экономики.<BR><BR>Второе стратегическое направление. "Интеграция в мировую экономику перспективных отраслевых кластеров"<BR>2.1. Усиление внешнеторговых и транспортных функций. <BR>2.1.1. Добиться принятия законодательно-нормативных документов федерального уровня, обеспечивающих конкурентоспособность транспортного узла Петербурга.<BR>2.1.2. Усилить координацию транспортной деятельности на территории Петербурга. <BR>2.1.3. Повысить конкурентоспособность внешнеэкономического комплекса, ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" и других стивидорных компаний Петербурга.<BR>2.1.4. Реконструировать и модернизировать инфраструктуру транспортного узла.<BR>2.2. Укрепление конкурентоспособных промышленных производств.<BR>2.3. Продвижение города на мировой рынок культурных и туристских услуг.<BR>2.4. Развитие науки, образования и инновационной деятельности.<BR><B>2.5. Интеграция в мировое информационное пространство</B><BR>2.5.1. Создать современную информационную инфраструктуру.<BR><B>2.5.2. Сформировать информационную культуру у населения </B><BR>2.5.3. Облегчить доступ к городским информационным ресурсам.<BR><BR>Третье стратегическое направление. "Улучшение городской среды"<BR>3.1. Возрождение исторического центра города.<BR>3.2. Формирование зон активных градостроительных преобразований. <BR>3.3. Развитие сети городского и пригородного транспорта. <BR>3.4. Развитие инженерной инфраструктуры.<BR>3.5. Улучшение состояния окружающей среды.<BR><BR>Четвертое стратегическое направление. "Реформирование социальной сферы"<BR>4.1. Предотвращение социальных конфликтов. Создание условий для здоровой и безопасной жизни личности, семьи, общества. <BR>4.2. Ускорение решения жилищной проблемы ("каждой семье - отдельную квартиру").<BR>4.3. Реформирование жилищно-коммунального обслуживания населения.<BR>4.4. Реорганизация общественного транспорта.<BR>4.5. Улучшение качества управления городом и регионом.<BR><BR><B>Раздел 4. Территориальные аспекты стратегического плана </B><BR>В данном разделе приведен картографический материал, иллюстрирующий геополитическое положение Петербурга, социально-экономическую дифференциацию городской территории, ее инвестиционный потенциал и направления градостроительных преобразований.* <BR><BR><B>Раздел 5. Реализация стратегического плана </B><BR>Специфика избранного подхода к стратегическому планированию состоит в том, что процесс здесь столь же важен, как и результат, этапы разработки и реализации не разделены. Процесс анализа, постановки целей, выработки мер организован так, чтобы привлечь возможно более широкий круг лиц и организаций. Поэтому уже в ходе разработки стратегический план стал средством достижения согласия по поводу приоритетов развития города.<BR>Стратегический план подписан всеми участниками, взявшими на себя моральные обязательства добиваться реализации зафиксированных в нем мер и придерживаться выбранных приоритетов. <BR>Сама форма плана, построенного как набор мер, способствует реализации. Меры, включались в план как по критерию стратегической значимости и влияния на достижение стратегических целей, так и по критерию конкретности. При отборе были оставлены только те меры, по которым ясен порядок реализации и определены механизмы работы. Каждая мера сопровождается указанием индикатора реализации, то есть показателя, по которому можно судить о выполнении этой меры, а иногда и о ее результативности.<BR>С учетом стратегического плана будут формироваться перспективная городская инвестиционная программа и годовой бюджет. Предполагается, что бюджетной процедурой будет обеспечен порядок, позволяющий при подготовке очередного бюджета города администрации вносить, а Законодательному собранию принимать решения по финансированию мер стратегического плана. <BR>Организационно реализация стратегического плана обеспечивается следующим образом:<BR>Все меры плана обсуждаются участниками реализации и принимаются на основе консенсуса. План подписывается всеми участниками. Исполнительный комитет отбирает первоочередные меры и назначает сроки их выполнения. Под каждую меру создается рабочая группа и назначается ответственный за реализацию. Регулярно проводятся заседания исполнительного комитета плана для контроля хода реализации. Губернатор утверждает своим распоряжением "План действий администрации по реализации стратегического плана". Законодательное собрание принимает "План законодательной деятельности по обеспечению реализации мер стратегического плана". В бюджетном процессе оговаривается порядок учета стратегического плана. На основе стратегического плана формируется городская инвестиционная программа. Проводится ежегодная общегородская конференция с отчетом о ходе реализации стратегического плана. <BR>Финансирование реализации отдельных мер плана происходит в рамках индивидуальных схем. При этом меры, вошедшие в план, при прочих равных условиях пользуются приоритетом при выделении средств городского бюджета, лоббировании привлечения федеральных ресурсов и средств международной технической помощи. Кроме того, включение в стратегический план определенного проекта служит дополнительным аргументом при привлечении средств частных инвесторов.<BR>К участию в реализации будут привлекаться различные фонды, например Фонд федеральных и региональных программ, учрежденный администрацией города.