00:0008 сентября 199700:00
13просмотров
00:0008 сентября 1997
Первая редакция базовой версии от 14 августа 1997 года. Публикуется в сокращенном варианте. Продолжение. Начало см. в №77/97
<BR>Первая редакция базовой версии от 14 августа 1997 года. Публикуется в сокращенном варианте. Продолжение. Начало см. в №77/97<BR><B>2.2. Четыре стратегических направления</B><BR>На поддержку перспективных изменений, определяемых выбранной главной целью и двумя ее подцелями, ориентированы четыре стратегических направления, в рамках которых формулируются отдельные цели. Действия по этим направлениям позволят городу реализовать свои конкурентные возможности.<BR>Наибольшее значение приобретает формирование благоприятного хозяйственного климата. Хозяйственный климат, под которым понимается комплекс условий для хозяйственной деятельности, включающий налоговый и инвестиционный климат, доступность обученной рабочей силы, условия входа на рынок и т.п., оказывает определяющее воздействие на развитие деловой активности в городе, и именно он определяет инвестиционную привлекательность городской экономики в стране и в мире. Хозяйственный климат России пока не создает необходимых условий для эффективного функционирования рынков. В этой связи задача города - как можно дальше продвинуться по пути формирования правовой конкурентной среды на рынках товаров, капитала, труда.<BR>Особое положение Петербурга в России во многом связано с высокими потенциальными возможностями интеграции в мировую экономику определенных групп отраслей, образующихся вокруг функций специализации города. Поэтому кроме мер первого направления, способствующих в равной степени развитию всех видов хозяйственной деятельности, стратегический план предусматривает особое внимание к нескольким ключевым кластерам производств, имеющих в Петербурге наилучшие возможности для развития. Полная реализация этих возможностей обеспечит прорыв передовых секторов экономики города в постиндустриальную цивилизацию ведущих европейских стран. Одновременно город станет связующим звеном между крупнейшими мировыми рынками, плацдармом для выхода на них внутренних регионов России. <BR>Конкурентные возможности Петербурга обеспечиваются и через улучшение городской среды - как техногенной искусственной среды, так и природной. При этом важно не распылять, а концентрировать инвестиции в зонах активной градостроительной реконструкции и направлять их в первую очередь на развитие инфраструктуры, давая тем самым рыночный импульс для преобразований городской среды в целом. <BR>Для обновления городской инфраструктуры предполагается реализовать комплексные инвестиционные программы с многоканальным финансированием, в том числе из международных организаций. ВсЈ возрастающее значение в формировании имиджа любого города приобретает экологическая составляющая. Немыслим Петербург и без возрождения его исторического центра, который сам по себе составляет одно из естественных преимуществ города в конкуренции с другими регионами.<BR><BR>2.3. Первое стратегическое направление. "Формирование благоприятного хозяйственного климата" <BR>Это направление должно вывести Петербург на одно из первых мест в России по инвестиционной привлекательности, сделать город максимально удобным для законной экономической деятельности. В этой сфере необходимо максимально раскрепостить все здоровые силы, дать свободу честной конкуренции, рыночным регуляторам, минимизировать налоговое бремя, поддержать новый и малый бизнес, обеспечить безопасность предпринимательства. <BR>Основу современной экономики составляют квалифицированные кадры и высокие технологии. Поэтому стратегически важны забота о качестве трудовых ресурсов, поддержание гибкой и эффективной системы подготовки и переобучение кадров. <BR>Для улучшения инвестиционного климата необходимо ускорить формирование рыночной инфраструктуры. Важнейшие действия здесь связаны с отладкой системы регистрации прав собственности на недвижимость, с земельным кадастром, с градостроительным регулированием. Хозяйственный климат должен стимулировать экономический рост и стать главным фактором привлечения ресурсов и инвестиций в Петербург. <BR>Основное содержание формирования и развития комплекса экономических и административных (институциональных) условий, обозначаемых как "хозяйственный климат", составляет либерализация экономической деятельности, означающая не только повышение степени свободы поведения хозяйствующих субъектов, но и становление определенного хозяйственного порядка. <BR>Либерализация экономики России позволяет выявить и реализовать конкурентные преимущества Петербурга на мировом рынке, связанные прежде всего с внешнеэкономическими функциями. Открытая экономика приносит Петербургу многократно больше пользы, чем протекционизм федеральных властей. Поэтому приоритетными направлениями для властей города должны быть противодействие тенденции к усилению протекционизма и всесторонняя поддержка тех мер на федеральном уровне, которые содействуют расширению внешнеэкономических связей.<BR>В городском сообществе сформировалось осознание необходимости изменения условий хозяйственной деятельности для эффективного использования всех факторов производства - труда, земли и капитала. Поэтому первое направление стратегического плана включает действия по совершенствованию условий деятельности предпринимателей и конкурентной среды налоговой системы. <BR>Выбор задач и мер для включения в план обусловлен, в частности, возможностью получения реальных результатов в ближайшем будущем и не отменяет необходимость улучшения прочих аспектов хозяйственного климата.<BR>Основные принципы, положенные в основу развития условий хозяйствования, состоят в следующем: в создании равных условий для всех хозяйствующих субъектов путем отмены льгот, в поддержке производителей путем уменьшения налогового бремени и антимонопольных мероприятий.<BR>Эти принципы взаимообусловлены: любое увеличение налогового пресса потянет за собой обращения разных групп предприятий с требованием предоставления различных льгот, что приведет к дифференциации налоговых ставок, освобождению от налогообложения различных видов работ или услуг. Льготный налоговый режим для избранных будет компенсироваться за счет других производителей, что окажет дестимулирующий эффект на развитие производства и вызовет раскручивание спирали: высокие ставки-льготы-дефицит бюджета- еще более высокие ставки и т.д. <BR>Проводимая ранее политика льготного налогообложения становится нереализуемой из-за состояния городского бюджета. Именно равномерное распределение налогов будет способствовать развитию между производителями рыночной конкуренции взамен бюрократического торга за привилегии. Протекционистские меры так же, как и льготы по налогам, поддерживают на плаву реальных банкротов и сдерживают развитие конкуренции.<BR>Необходимость изменения налогового режима в городе в направлении выравнивания условий налогообложения и снижения налогового бремени обусловлена растущей конкуренцией с регионами России, и особенно с Ленинградской областью, которая практикует значительные льготы для инвесторов на протяжении длительного периода. В этой игре регионов на понижение налоговых ставок, неизбежно усложняющей общий налоговый режим, Петербург может выиграть, предложив ясные, простые и четкие правила хозяйственной деятельности на его территории. <BR>Для создания благоприятного хозяйственного климата в сфере недвижимости предстоит рационализировать процедуры предоставления городом земельных участков, объектов недвижимости, распределения городских заказов на продукцию и услуги, взаимодействия хозяйствующих субъектов с регулирующими и контролирующими службами и органами. В частности, необходимо однозначно, на уровне местного закона, освободить администрацию от разрешительной функции и ограничить ее функции регистрацией прав собственности, а также обеспечить свободный доступ к информации о пользовании земельными участками и недвижимостью.<BR>В той части хозяйственного климата, которая определяет состояние рынка труда и мобильность рабочей силы, основные действия связаны с укреплением системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, с созданием условий для малого бизнеса и самозанятости, с изменением общих норм регулирования трудовых отношений.<BR>Главными направлениями в деле мобилизации финансовых ресурсов для инвестирования являются целенаправленное снижение привлекательности операций с государственными ценными бумагами и, соответственно, повышение привлекательности вложений в реальный сектор. <BR>С другой стороны, в действительности очень незначительное количество предприятий имеет готовые к реализации инвестиционные проекты. Необходимы систематические усилия как со стороны предприятий, которые должны оценить реально действующие спросовые ограничения, структуру рынка и, соответственно, разработать адекватные программы роста, включая необходимые для этого инвестиционные проекты, так и со стороны администрации. Последняя должна скоординировать и упорядочить работу с внешними и внутренними инвесторами, предоставляя им полную информацию, и создать комплекс условий для привлечения средств в городские проекты.<BR><BR>2.4. Второе стратегическое направление. "Интеграция в мировую экономику"<BR>Глобализация экономики, вызвавшая обострение международной конкуренции, привела к тому, что стабильное развитие возможно, только если хозяйство города конкурентоспособно по мировым стандартам. Городу нужна четко выраженная международная специализация, позволяющая экспортировать товары и услуги, производить импортозамещающие продукты. <BR>Петербург, ориентированный на открытую экономику, имеет несколько групп отраслей, определяющих его функции в российском и международном разделении труда. Их развитие стало одним из направлений стратегического плана.<BR>К числу ключевых в данном периоде отнесены: <BR>а) кластер отраслей, обеспечивающих транспортно-торговые функции (порт, аэропорт, железная дорога, речной транспорт, автотранспорт, склады, обработка грузов, таможня, ремонт, оптовая торговля); <BR>б) несколько промышленных кластеров; <BR>в) отрасли, обеспечивающие реализацию культурно-туристского потенциала города (культура, гостиничное хозяйство, сфера обслуживания); <BR>г) комплекс отраслей науки, образования и инновационной деятельности; <BR>д) телекоммуникационно-информационный комплекс.<BR><BR>Через порты Балтики проходит огромный поток внешнеторговых грузов из России в Западную Европу, США, Канаду, Южную Америку. Здесь же обрабатываются транзитные грузы из Японии и Юго-Восточной Азии. Сегодня большая часть этого потока идет через порты стран Балтии и Финляндии (например, 74% российского контейнерного грузопотока). Стратегическая цель - усиление внешнеторговых и транспортных функций, переключение в Петербург потока российских грузов и развитие внешнеторговых, промышленных и транспортных функций обслуживания этого потока. <BR>Эта цель может быть достигнута только в острой конкуренции с другими транспортными узлами региона. Причем задача не только в том, чтобы увеличить объемы собственно транспортной работы. Гораздо больший эффект в смысле роста доходов и занятости может дать обслуживание потока. <BR>Например, организация бондовых и консигнационных складов предпродажного хранения массовых экспортных грузов позволила бы перевести в Петербург заключение внешнеторговых сделок, получать стабильный доход от хранения, подработки и отгрузки, а также от обслуживания этих сделок банками (около $50 млн) и страховыми компаниями ($15 млн).<BR>Успешной конкуренции мешает излишняя централизация внешнеэкономической деятельности в стране, несовершенство налогового, таможенного законодательства, неразвитость инфраструктуры, а также низкое качество обслуживания и хранения грузов, длительные сроки документооборота и процедуры досмотра. <BR><BR><B>Продолжение следует</B>