00:0001 сентября 199700:00
27просмотров
00:0001 сентября 1997
Строительство Усть-Лужского порта, о котором так долго заявляли российские чиновники, началось. Еще 4 месяца назад в Усть-Луге было пусто и тихо: на берегу можно было встретить разве что рыбаков да жадных чаек.
<BR><BR>Строительство Усть-Лужского порта, о котором так долго заявляли российские чиновники, началось. Еще 4 месяца назад в Усть-Луге было пусто и тихо: на берегу можно было встретить разве что рыбаков да жадных чаек. <BR>Сегодня идет строительство угольного терминала, созданы 12 акционерных обществ под объекты комплекса. Завершаются переговоры и согласования с банками о привлечении кредитов под строительство объектов порта.<BR>Общая сумма средств федеральной казны и "Компании Усть-Луга", уже вложенных в это строительство (в том числе на проектно-изыскательские работы), около $15 млн. Часть территории будущего угольного терминала намыта (около 200.000 м3 песка), сооружены две подъездные дороги, строится жилой дом для работников будущего порта.<BR><BR><B>Первый объект</B><BR>Строительство порта началось с угольного терминала (проектная мощность 8 млн тонн в год). Здесь же будет терминал по перегрузке руды (1 млн тонн в год). Решаются финансовые вопросы строительства комплекса по перегрузке минеральных удобрений (7 млн тонн в год). Угольный терминал будет построен в 1999 году, комплекс перегрузки удобрений - к 2000 году. <BR>По данным ОАО "Компания Усть-Луга", договоры на поставку угля заключены с германскими компаниями-трейдерами до 2005 года.<BR><BR><B>Расклад сил</B><BR>ОАО "Компания Усть-Луга" управляет проектом совместно с "Росуглем". Весной 1996 года эти компании учредили ЗАО "Ростерминалуголь", через которое и осуществляется бюджетное финансирование главного объекта порта - угольного терминала. "Компании Усть-Луга" принадлежит 51% акций, "Росуглю" - 49%. По данным "Компании Усть-Луга", пока деньги на строительство выделяет в основном федеральное Правительство за счет средств, выделенных на реструктуризацию угольной отрасли страны. В дальнейшем будут привлечены деньги инвесторов.<BR><BR><B>Далекие проекты</B><BR>В перспективе предусматривается строительство специализированных комплексов по перегрузке контейнеров, зерна, сахара, бокситов, цемента, а также сооружение автопаромной и железнодорожной переправы и бункеровочной базы. В июне 1997 года "Компания Усть-Луга" учредила 12 открытых акционерных обществ. Две из созданных фирм имеют названия "Росхимтерминал" и "Рослестерминал".<BR>Цель создания этих ОАО - привлечение инвесторов для участия в строительстве различных терминалов. По мнению начальника департамента нефтехимии и генерального директора ЗАО "Росхимтерминал" Дмитрия Строкина, инвесторам предполагается продать до 15% акций созданных обществ. "Главное - угольный терминал и терминал по переработке минеральных удобрений, на реализацию которых через 1-2 месяца будут привлечены два очень крупных иностранных кредита", - сказал он.<BR><BR><B>Кредит Германии - $166 млн</B><BR>"Компания Усть-Луга" подготовила бизнес-план и инвестиционное обоснование строительства терминала по перегрузке минудобрений. В 1996 году компания подписала с германским банком KFW соглашение о кредите на сумму в $166 млн. Деньги пойдут на закупку технологического оборудования для угольного терминала и на развитие инфраструктуры порта. Кредитная линия будет открыта в октябре-ноябре 1997 года. К реализации проекта подключились два германских концерна - производителя оборудования: ManTakraf и Krupp. Однако, по данным "ДП", вероятнее всего, поставщиком оборудования станет ManTakraf, так как он предложил более выгодные цены и готов выполнить все работы "под ключ". <BR><BR><B>Второй кредит </B><BR>Второй кредит, который, вероятно, получит Усть-Луга, - деньги на строительство перегрузочного комплекса для минеральных удобрений - $60 млн.<BR>Речь идет о синдицированном кредите от западноевропейских банков. Финансовый консалтинг проекта осуществляет компания KPMG. Координатором по финансированию этого строительства выступает бывший посол стран ЕС в России Майкл Эммерсон. "Предполагаются два варианта финансирования терминала: привлечение стратегического инвестора, который выкупит пакет акций "Росхимтерминала" и будет строить; второй путь - синдицированный кредит, переговоры о котором подходят к концу. Через 2 месяца станет известно, по какой схеме пойдет финансирование", - говорит Дмитрий Строкин.<BR>Редакция "ДП" располагает информацией, что губернатор Ленобласти Вадим Густов подтвердил подразделению консалтинговой компании KPMG - Barents Group готовность рассмотреть "предоставление гарантий Правительства под кредит "Росхимтерминалу" в размере $60 млн".<BR><BR><B>Малыми силами</B><BR>По данным подрядчика по строительству причала угольного терминала - компании "Севзапморгидрострой", всего в порту задействованы около 70 человек и 50 единиц техники. С марта насыпано 200.000 м3 песка. Сейчас забивается стальной шпунт в основание причальных стенок. До конца 1997 года будет завезено еще 1,5 млн м3 песка. А 5 сентября 1997 года в акватории порта начнутся дноуглубительные работы. К 1 октября откроется основная трасса для автомобилей шириной 12 метров.<BR><BR><B>Конфликт исчерпали водой</B><BR>Организаторы стараются не давать поводов общественности и недоброжелателям для критики проекта. Характерный пример. Для подъезда грузового транспорта к месту стройки подрядчики временно использовали небольшую дорогу через близлежащий поселок Косколово. Проходящие самосвалы с песком окунали поселок буквально в клубы пыли. Жители негодовали. Один наиболее отчаянный борец за права сельчан перегородил "Нивой" дорогу и воскликнул: "Если хотите здесь ездить - поливайте грунтовую дорогу". Теперь подрядчики круглые сутки обливают поселковую трассу балтийской водой.<BR><BR><B>Песня о Баскине</B><BR>О Баскине ходят самые противоречивые слухи. Многие связывают начало строительства порта именно с его личностью. Вероятно, неугомонному предпринимателю удалось-таки пробить стену неверия "могучей кучки" инвесторов, банкиров и чиновников. Знакомые с Баскиным люди характеризуют его такими словами: "Это локомотив, который находится во власти идеи. Он заражает энергией всех, и его уже не остановить. Он пробил барьеры в Правительстве России, и его лично знает Запад, включая Маргарет Тэтчер. Нет сомнений, в ближайшие 1-2 года на строительство порта будут брошены сотни миллионов долларов".<BR><BR>Порт в Усть-Луге находится примерно в 110 км от Петербурга. Он рассчитан на круглогодичную работу с грузооборотом в 35 млн тонн. Протяженность причального фронта - более 10 км с глубинами у причала от 9 до 15 метров. Это позволит принимать суда грузоподъемностью до 70.000 тонн. Длина подходного морского канала - 3,2 км.<BR>