00:0027 августа 199700:00
14просмотров
00:0027 августа 1997
Несколько лет назад доцент Петербургской лесотехнической академии (ЛТА) Анатолий Карпов оформлял закрытие своего первого научно-технического кооператива. Оказалось, что это было последнее подобное предприятие в Адмиралтейском районе. Этот частный факт нав
<BR><BR>Несколько лет назад доцент Петербургской лесотехнической академии (ЛТА) Анатолий Карпов оформлял закрытие своего первого научно-технического кооператива. Оказалось, что это было последнее подобное предприятие в Адмиралтейском районе. Этот частный факт навел "мелкого предпринимателя" на мысль мирового масштаба.<BR>Анатолий Карпов вдруг понял, что развитию предпринимательства в России препятствуют не столько внешние, сколько внутренние причины - глубокий разрыв между свободой рыночных отношений и внутренним миром советских людей, которые делают бизнес в посткоммунистической стране. С тех пор идея "втянуть" идеологию в рынок всецело овладела ученым и предпринимателем Карповым. <BR>Пытаясь разобраться, как материализуется идеология цивилизованного свободного рынка, Карпов начал читать западную литературу о рынке и менеджменте, посещать американский образовательный центр.<BR>"Я понял, что на Западе существует точно такой же идеологический сектор, какой существовал в бывшем СССР. Только не социалистический, а капиталистический. И гораздо более мощный", - делится открытием Карпов. Идеолого-капиталистический аппарат США, по его мнению, ведет борьбу с иностранными конкурентами американских предприятий. Российские же бизнесмены находятся в худших условиях, воюя на два фронта. Отстаивая позиции в международной конкуренции, им приходится сдерживать атаки на фронте внутреннем. И доцент ЛТА решил всерьез заняться проблемой формирования идеологической надстройки капиталистического российского общества.<BR><BR><B>Первый опыт</B><BR>Большое впечатление на Карпова произвела фраза, прочитанная им в одной западной брошюре: "Бизнес начинайте создавать в своей душе". Поэтому предприниматели, по теории Карпова, ни в какую партию входить не должны. Каждый предприниматель - сам себе партия. Однако, как любое выпущенное ими изделие является символом фирмы и синонимом качества, точно так же и общественные действия бизнесменов должны отвечать этим требованиям. <BR>У предпринимателей один общий враг - нестабильность. Для того чтобы бороться с ней, необязательно выступать с политической трибуны. Бизнесмены должны проводить идеологическую накачку российского общества изнутри своих предприятий - через повышение качества, работу над собой и обучение персонала.<BR>Сделав это открытие, Анатолию Карпову сразу захотелось применить его на практике. Очень кстати один из его покупателей, приобретавший приборы для измерения влажности древесины, предложил внушить светлые идеи рабочим его лесопильного заводика. <BR>Не дождавшись окончания выступления, лектора чуть не побили. <BR>"Простые труженики ничего не хотели знать ни о своем хозяине-капиталисте, ни о нормальных отношениях с ним. Они просто были уверены, что, если предприятие стало частным, "как на Западе", стало быть, с завтрашнего дня они должны получать "западную" зарплату. Я понял, что к идеологической работе нужно подходить основательней", - говорит Анатолий Карпов. <BR><BR><B>Строим Школу</B><BR>Доцент ЛТА начал выстраивать историко-патриотическую теорию развития отечественного предпринимательства, описывая образы предприимчивых людей, которые существовали, по мнению автора, во все времена. Так появилась серия брошюр "Тайные советники российских предпринимателей", в которых на примере российской и советской истории Карпов пытался показать и сделать привлекательными качества предприимчивого (а значит, героического) человека. Названия книг завораживают: "Новые русские Великой Отечественной", "Атаки советских подводных лодок", "Крестьянский сын Михаил Калашников и его дело", "Дмитрий Донской. Разбор подготовки и боевых действий на Куликовском поле", "Крейсер "Варяг" и электронизация России", "Ленинградская блокада - героический пример для выживаемости российского частного предприятия" и, наконец, "Зоя Космодемьянская - супермодель Великой Отечественной". В них чрезвычайно изобретательно автор проводит аналогии известных исторических событий с сегодняшними ситуациями в российском бизнесе. Брошюры являются пособиями для учащихся в некой мистической Заочной патриотической школе российских предпринимателей. <BR>"Бизнесмен, как мне кажется, должен быть очень хитрым. Он пойдет на помойку (а свалка советской идеологии чем не помойка), найдет там стоящую вещь, очистит ее, подновит и выставит на продажу. И я, разработав свою историко-патриотическую доктрину предпринимательства, уверен, что она может быть продаваема. Наряду, конечно, со многими другими рыночными концепциями и идеологиями", - уверен доцент, предприниматель и философ Анатолий Карпов.