00:0016 июля 199700:00
17просмотров
00:0016 июля 1997
В последние годы количество туристов, прибывающих в город, неуклонно возрастает. Отели Петербурга, еще недавно страдавшие от низкой заполняемости, теперь могут рассчитывать на дополнительный приток постояльцев.
<BR><BR>В последние годы количество туристов, прибывающих в город, неуклонно возрастает. Отели Петербурга, еще недавно страдавшие от низкой заполняемости, теперь могут рассчитывать на дополнительный приток постояльцев. <BR>В 1996 году в Петербург прибыли 1600 тыс. человек - это на 60% больше гостей из-за рубежа и россиян, чем год назад, утверждает Комитет по туризму и развитию курортов администрации города (см. график 1). Приезжие потратили в 1996 году около 4 трлн рублей. Это более 6% валового регионального продукта Петербурга. В городскую казну в виде налогов за счет туризма поступило 800 млрд рублей. <BR>Однако потенциал города как крупного туристического центра еще не исчерпан, надеются некоторые эксперты по туристскому бизнесу. <BR><BR><B>Восьмое чудо света</B><BR>Петербургские гостиницы могут одновременно принять около 30.000 человек. Из расчета на 1000 жителей этот показатель в 6-7 раз ниже, чем, например, в Лондоне или Париже, которые вместе с Петербургом входят в восьмерку наиболее привлекательных для туристов городов мира. <BR>По данным Всемирной туристической организации при ООН, Петербург хотели бы посетить в ближайшее время 30 млн человек. Несомненно, город должен использовать свой авторитет и привлекать как можно больше туристов. <BR>Однако, по словам главного специалиста отдела региональных программ и международных связей Комитета по туризму и развитию курортов Валентина Захарова, при нынешних темпах роста въездного туризма к 2000 году Петербург исчерпает свои потенциалы по приему приезжающих. Туристам не будет хватать мест в гостиницах. <BR>Средняя заполняемость гостиниц Петербурга в 1996 году составила 58%, а летом 1997 года этот показатель приблизился к 100%.<BR><BR><B>Дефицит гостиниц</B><BR>Значительная часть иностранных туристов, приезжающих в Петербург, желают останавливаться в высококлассных гостиницах. В 1996 году впервые количество туристов, въехавших в город индивидуально, превысило количество туристов в группах (см. график 2). Индивидуалы в основном ездят за счет фирм и поэтому готовы снимать более дорогие номера, чем туристы, прибывающие в Петербург в группах.<BR>Для того чтобы принимать на должном уровне всех особо требовательных к сервису туристов, может не хватить высококлассных отелей. Их сейчас только три: Гранд-отель "Европа", "Невский Палас" и "Астория". Когда вступит в строй четвертый отель такого же уровня - "Северная Корона", - пока неясно.<BR><BR><B>Международный опыт</B><BR>"Чтобы привлечь богатых туристов, коммерческие службы гостиниц должны внести соответствующие акценты в свою работу, ориентируясь на международный опыт. А городские власти - стимулировать развитие адекватной инфраструктуры", - говорит Сергей Ковалев, бывший начальник управления развития инфраструктуры международного туризма Комитета по внешним связям администрации Петербурга, а ныне генеральный директор компании "Объединенный капитал".<BR>По мнению Сергея Ковалева, для совершенствования работы гостиниц муниципалитет, владеющий контрольными пакетами акций практически всех крупных отелей города, должен привлекать известные управляющие компании, такие, как Sheraton, Hilton, Marriott, Kempinski. <BR>Передачу технологий можно осуществить через создание совместных предприятий с мировыми лидерами в области гостиничного бизнеса. "Конечно, нельзя заключать невыгодные для города контракты с управляющими фирмами, как это бывало уже в России", - говорит Сергей Ковалев. "Западные компании умеют как хорошо работать, так и хорошо обманывать", - солидарен с ним генеральный директор АООТ "Гостиница "Октябрьская" Владимир Иванов.<BR><BR>"Полгода плохая погода"<BR>Генеральный директор гостиницы "Санкт-Петербург" и глава ассоциации гостиниц "Петроинтур" Геннадий Тимощенко категорически не согласен с тем, что следует привлекать к управлению петербургскими гостиницами западные компании. "Сейчас уровень квалификации нашего персонала не хуже, чем у служащих отелей Запада", - заявляет он. <BR>Геннадий Тимощенко так же критически относится и к строительству новых гостиниц. По его мнению, резкий рост туризма в ближайшие годы маловероятен, а чтобы сделать Петербург таким же привлекательным для туризма, как известные туристические центры мира, потребуются десятки лет. <BR>"Осенью в Петербург туристы приезжают неохотно, а зимой - тем более. Полгода отели работают удачно, почти с полной загрузкой. Полгода - в убыток, и проедают накопленные весной-летом деньги", - говорит Геннадий Тимощенко. <BR><BR><B> Спорный сервис</B><BR>С высокой оценкой уровня сервиса петербургских гостиниц не согласна Людмила Кудрявцева, генеральный директор компании "Балтик Тревел Компани", которая специализируется на въездном туризме.<BR>"Самый высокий уровень сервиса - у Гранд-отеля "Европа", на втором месте - "Астория", которая в последнее время значительно повысила уровень обслуживания. На третьем месте - "Невский Палас". Гостиницы "Пулковская", "Прибалтийская", "Санкт-Петербург" - неплохие, но, по западным меркам, им можно присвоить 2,5 звезды, с натяжкой - 3. Чтобы повысить уровень сервиса этих, и тем более других отелей города, нужно не только реконструировать их, но и использовать западные технологии управления гостиницами", - говорит Людмила Кудрявцева. <BR>Владимир Иванов из "Октябрьской" также не согласен с мнением, что сервис в отелях города достаточно высок. "Цены загнали на мировой уровень, а обслуживание до него не дотягивает", - говорит он.<BR><BR>Откуда деньги?<BR>Сторонники привлечения западных технологий управления и их оппоненты солидарны в том, что существующие гостиницы нужно реконструировать. По словам Геннадия Тимощенко, существенным недостатком является, например, отсутствие в отелях бассейнов. В то же время, по его мнению, в гостиничных ресторанах нет необходимости. Поэтому он планирует переделать ресторан в отеле "Санкт-Петербург" в центр водных развлечений с бассейном и водными горками.<BR>Сергей Ковалев считает, что реконструкция гостиниц возможна лишь тогда, когда потенциальные инвесторы будут уверены в эффективном управлении гостиницами. <BR>Геннадий Тимощенко, напротив, предлагает справиться собственными силами: "По две-три гостиницы, по очереди, нужно освободить от налогов в местный бюджет на 3-4 года, но с условием, что освободившиеся средства будут направлены на реконструкцию этих отелей".