Лидеры автомобилестроения активизируются в Восточной Европе

Ведущие мировые автопроизводители начинают строить далеко идущие планы по завоеванию восточноевропейского рынка.

Ведущие мировые автопроизводители начинают строить далеко идущие планы по завоеванию восточноевропейского рынка. Все больший интерес проявляют они и к России. За последние 2-3 года в странах бывшей "народ- ной демократии" существенно возрос эффект присутствия западных автомобилестроительных компаний. Уровень ежегодных продаж в Болгарии, Чехии, Венгрии, Польше, Румынии и Словении вырос на 7,3% и составил около 604.000 автомобилей. Французская компания Peugeot-Citroen в 1995 году увеличила свои продажи в Венгрии, Польше и Чешской Республике на 26%. Объемы продаж американской компании Chrysler в Словении за 7 месяцев 1996 года возросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 66%, в Чехии и Словакии - на 38%. Согласно некоторым прогнозам, спрос на автомобили в бывших социалистических странах Центральной Европы будет ежегодно увеличиваться в среднем не менее чем на 10% и к концу этого тысячелетия составит более 1 млн автомобилей в год. На пути к всеобщей автомобилизации Почувствовав улучшающуюся изо дня в день конъюнктуру в государствах Восточной Европы, ярко контрастирующую с перенасыщенным западноевропейским рынком, мировые автопроизводители начали создавать в этом регионе свои производства. Первыми на это решились FIAT и Volkswagen, занявшиеся автомобильным бизнесом в Польше и Чехии. За ними подтянулись и другие. Теперь в бывших социалистических странах Центральной Европы таких заводов больше 10, и они растут как грибы. Например, General Motors только что приступил к строительству завода в Польше, где начиная с конца 1998 года планирует освоить ежегодное производство 70.000 автомобилей. Audi собирается вложить DM800 млн в строительство завода в Венгрии, где будет вести сборку двух моделей. А Daewoo заявила об инвестировании $1 млрд в свой уже существующий завод в Румынии, чтобы увеличить к 1998 году его мощность с 50.000 до 200.000 машин. Дешевизна рабочей силы в бывших посткоммунистических государствах - весомый аргумент в пользу перенесения производств западноевропейских компаний в страны Восточной Европы. Потому никого не удивило, когда в начале 1996 года германские лидеры в области автомобилестроения заявили о том, что к концу десятилетия в автомобилестроительном секторе их страны могут быть потеряны 100.000 рабочих мест. Эти места у станков и конвейеров на заводах германских компаний займут восточноевропейские рабочие.
Россия - в аутсайдерах
На рынок России и стран СНГ- наиболее перспективный из всех восточноевропейских государств - продвижение мировых автопроизводителей куда более осторожное. Политическая нестабильность, традиционная боязнь страны, семьдесят лет являвшейся оплотом коммунизма, низкая покупательская способность населения сдерживали этот процесс. Хотя в последний год он заметно активизировался. "В текущем году наша компания собирается упрочить свои позиции в России. Если в 1995 году здесь мы реализовали 1150 автомобилей, то на 1996 год запланирован объем продаж не менее 3000 автомобилей", - сказал региональный директор по операциям компании Ford в Евразии и Африке Клаус Тарлатт. "Для нас российский рынок является наиболее важным в Восточной Европе. И мы собираемся активизировать здесь свою работу", - вторит ему директор департамента Восточной Европы Volvo Car International Ян Юрланд.
Начало положено
Осторожничают иностранные компании и с созданием совместных предприятий, со строительством своих заводов в России и странах СНГ. Существующие уже проекты, как правило, очень небольшие, и их можно пересчитать по пальцам. Это - совместное производство по выпуску тяжелых грузовиков "УралАЗа" и Iveco, готовящаяся к реализации программа General Motors и Елабужского завода по изготовлению Chevrolet Blazer, сборочный цех Daewoo на ростовском предприятии "Красный Аксай", а также аналогичный, но более крупный проект Daewoo в Казахстане. В этот список также можно включить небольшое производство автомобилей Renault на Таганрогском комбайновом заводе, которое сейчас находится на стадии подготовки, проект строительства компанией Ford завода мощностью 6000 машин неподалеку от Минска, а также совместное предприятие по сборке автомобилей корейской компании Kia на калининградском судостроительном заводе "Янтарь". По словам сотрудников московского представительства компании LG International Corp., являющейся эксклюзивным дилером Kia Motors в России, судно с оборудованием для этого предприятия уже находится на пути в Калининград. Причин нерасторопности иностранных автопроизводителей по созданию своих предприятий в России много. Это и "привередливость" российских заводов, и их любовь создавать одновременно несколько СП с разными фирмами, и распыленность их уставного капитала. Но тем не менее в последнее время лед наконец тронулся. Все больше иностранных компаний заявляют о том, что серьезно прорабатывают варианты размещения в России своих производств. Об этом говорят большинство корейских компаний и некоторые производители из Европы. Однозначно объявил о намерении построить завод в России и Ford. У "ДП" есть основание предполагать, что место для будущего завода уже выбрано, однако пока держится в секрете.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.