Северный морской путь переживает второе рождение

$250.000 получили петербургские ученые на завершение первого этапа международной программы INSROP по освоению Северного морского пути. Центральный научно-исследовательский институт Морского Флота является одним из основных разработчиков программы.

$250.000 получили петербургские ученые на завершение первого этапа международной программы INSROP по освоению Северного морского пути. Центральный научно-исследовательский институт Морского Флота является одним из основных разработчиков программы. Основная задача программы - увеличение числа проходов через Северный морской путь судов, осуществляющих транзитные перевозки и транспортировку энергоресурсов. На ее разработку, которую ЦНИИМФ ведет с 1993 года, уже затрачено свыше $500.000. Программа INSROP финансируется в равных долях норвежскими фирмами и японским частным фондом Ship & Ocean Foundation. Программой предусматривается проектирование перегрузочных комплексов, выработка необходимых правил, тарифов и документации по проходу судов по Северному морскому пути, разработка технического задания для постройки судов, предназначенных для эксплуатации в этом районе плавания.
Не трубопроводом единым
"В связи с развалом СССР 80% нефти и газа, идущих на экспорт, теперь добываются на Севере России, - сказал заместитель генерального директора ЦНИИМФ по научной работе Юрий Иванов. - Разрабатываются проекты освоения новых месторождений: Тимано-Печорского и Приразломного, которые в перспективе будут давать около 60 млн тонн нефти в год, газоконденсатного Штокмановского мощностью в 50 млрд кубометров газа и Ямальского месторождения природного газа (200 млрд кубометров). Все эти энергоресурсы надо транспортировать. Традиционный способ - перекачка через газо- и нефтепроводы. Однако транзит через Украину и Белоруссию сейчас стал очень дорогим, участились случаи воровства: в трубопроводе делают отверстие, откачивают нефть и не заделывают. Такие утечки, кроме экономического ущерба, наносят большой экологический вред. Наконец, трубопроводный способ транспортировки негибок: мы жестко привязаны к той стране, в которую провели трубопровод. Поэтому сейчас активно стали прорабатываться варианты транспортировки энергоресурсов посредством танкеров и газовозов".
На транзите можно заработать
По словам Юрия Иванова, перевозить грузы из Европы в Азию по Северному морскому пути в летнее время дешевле, чем через Суэцкий канал или по Транссибирской магистрали. Долгое время этот путь был закрыт для иностранных судов. Это объясняется тем, что все узкие места на Северном морском пути находятся в пределах экономических и даже территориальных вод России. В 1991 году Постановлением Совета Министров СССР Северный морской путь был открыт для международного судоходства. Транзитные перевозки должны дать России значительную прибыль. Вместе с ЦНИИМФ, являющимся головным предприятием в разработке программы, в работе принимают участие 15 научно-производственных объединений, институтов и организаций России, среди которых - Институт Арктики и Антарктики, "Ленморниипроект", Мурманское морское пароходство, Московский институт системных исследований.