Гендиректор "Атлант–М": "Холдинг поставил на прибыль"

Генеральный директор и совладелец международного автохолдинга "Атлант–М" Олег Хусаенов рассказал о том, как компания адаптировалась к новым экономическим условиям и когда люди снова начнут покупать машины.

"ДП": Как кризис повлиял на доходность холдинга
"Атлант–М"?
Олег
Хусаенов
: В августе прошлого года мы продали ровно в 3
раза больше автомобилей, чем в августе этого года. При этом доходность с продажи
одного автомобиля у нас упала в 2–2,5 раза. Что касается запчастей и сервиса, то
там падение не такое большое: до кризиса мы выполняли в среднем в месяц около 95
тыс. нормо–часов, сейчас — около 80 тыс. нормо–часов. При этом надо отметить,
что доходность упала в долларовом эквиваленте, в рублевом же, наоборот, осталась
прежней.
Да, мы стали получать меньший доход от продаж автомобилей, но за счет
стабильной загрузки сервиса выровняли свои денежные потоки. Доход, который мы
получаем, позволяет нам быть безубыточными. Более того, этот доход дает нам
возможность обслуживать кредиты, которые были получены в прошлые годы на
строительство новых автоцентров.
"ДП": Какой объем задолженности по кредитам у холдинга в настоящее
время?
Олег Хусаенов: По тем трем странам, в которых мы работаем
(Россия, Украина, Белоруссия), объем кредитов суммарно составляет $114 млн, при
этом ровно год назад он составлял $275 млн. Сейчас мы ведем переговоры с банками
и обсуждаем график выплат. Если банк понимает, что заемщик справляется с
графиком погашения кредитов, то он его продлевает. В отдельных случаях компания
может получить бонус. Для нас такой бонус является хорошим стимулом. Так было с
испанским банком Santander. В качестве бонуса он предложил нам сумму, равную
процентам по кредиту, которые мы выплатили с начала года.
Сейчас с банками договариваться стало проще, чем в начале года. Тогда многие
из них ставили жесткие условия: или выплачиваете кредит в срок, или мы забираем
залоговое имущество. И я знаю примеры, когда банки забирали автоцентры себе. Но
дело в том, что такие активы было продать достаточно сложно. В кризисе оказались
все, и хороших покупателей на данные объекты на рынке нет. В свою очередь, эти
автоцентры приносят банкам одни убытки. Поэтому договариваться о пересмотре
кредитных условий стало проще: если дилер показывает, что его денежного потока
хватает на обслуживание процентов по кредиту, банки, как правило, идут на
уступки.
"ДП": Значит ли это, что сейчас сложно найти покупателя на готовый
автобизнес?
Олег Хусаенов: До кризиса лидерами по объемам кредитования
были девелоперы, второе место занимали авторетейлеры. В тот момент для нас
получить кредит размером $10 млн ничего не стоило. Как только ситуация в
экономике изменилась, банки поставили жирный крест на девелоперах и стали
подозрительно смотреть на авторетейлеров.
Что касается стратегических инвесторов, которые пришли из–за границы, они
сами испытывают трудные времена. Фондовые рынки нестабильны, поэтому никто не
считает нужным вкладываться в покупку бизнеса.
Но не все так плохо. По нашим оценкам, авторетейл уже с середины 2010 года
начнет набирать темпы, как и автомобильная промышленность. Есть также фонды
прямых инвестиций, которые начинают потихоньку смотреть на эту область с
перспективой войти на рынок на низком уровне перед началом подъема.
"ДП": Как бы вы прокомментировали стратегию ваших конкурентов,
которые в период кризиса открывают новые автоцентры, расширяют сети?
Олег
Хусаенов:
Думаю, для многих из них это, к сожалению, вынужденная мера.
Если у вас есть автоцентр, который вы построили на 90% и который на 70% возведен
на кредитные деньги, то выгоднее вложить еще какую–то сумму и запустить его,
пусть даже он будет генерировать убыток, чем оставлять его замороженным. Потому
что на построенный объект можно оформить акт БТИ и оформить его как полноценный
залог, чтобы успокоить своих кредиторов. С этой точки зрения, открытие новых
автоцентров оправданно, со всех других — нет, это гарантированно прямые убытки
для любой марки.
Я могу смело это утверждать, потому что мы в ноябре 2008 года открыли
автоцентр "Лексус Измайлово" в Москве. Даже при том, что он продает больше всех
автомобилей этой марки в стране, из–за отсутствия базы по сервису предприятие
генерирует убыток.
"ДП": Стратегия холдинга "Атлант–М" включает в себя приобретение
дилерских центров других компаний?
Олег Хусаенов: Мы бы с удовольствием приобретали, но пока
средства в объеме $80 млн, замороженные в недостроенных объектах, не позволяют
нам этого сделать. Чтобы купить что–то нужное, надо продать что–то ненужное, но
сегодня хорошей цены на покупку данных объектов нет.
"ДП": Сколько ваших объектов заморожено сейчас?
Олег Хусаенов: У нас три крупных объекта в Петербурге — на
Пулковском шоссе, в районе Девяткино и земельный участок в Кудрово, который мы
приобретали под строительство автограда.
Также у нас есть один крупный объект
в Москве, который состоит из трех автосалонов, вместе с петербургскими они
составляют 80% недостроя. Есть земельные участки в Киеве, Минске и Тюмени.
"ДП": Если вы решите возобновить строительство, вероятно, в первую
очередь это коснется объектов в Москве и Петербурге?
Олег Хусаенов: Совершенно верно, но принятие такого решения
зависит от двух факторов. Во–первых, от прогнозов развития рынка. Если они будут
подтверждаться, то мы возобновим инвестиции, когда рынок начнет подниматься.
Второй фактор — это доступ к ресурсам. Сегодня, когда процентные ставки по
кредитам зашкаливают за 18% годовых, нет смысла что–либо строить, потому что это
будет работа на один лишь банк. Сейчас мы изменили стратегию роста на стратегию
прибыльности, сказали себе: мы лучше сократим количество автоцентров, но чтобы
каждый из них был прибыльным.
"ДП": Каким образом вам удалось сократить издержки?
Олег Хусаенов: Первое, что мы сделали, — начали резко
снижать кредитный портфель. В условиях падающего спроса нет смысла держать на
балансе столько складов автомобилей. Начиная с сентября прошлого года мы
опережающими темпами стали распродавать склады, даже фиксируя убыток. Распродав
склады и погасив часть задолженности, мы сократили кредитный портфель втрое.
Ежемесячные расходы по процентам также уменьшились. Если до кризиса мы платили
по процентам за кредиты около $2 млн в месяц, то сейчас платим $1,3 млн с учетом
того, что банки подняли процентные ставки.
Также с начала года мы сократили расходы на корпоративный центр на 30%,
закрыли два дилерских предприятия в Москве, полностью отказались от китайского
направления. Пришлось урезать фонд оплаты труда. Директор каждого автоцентра мог
выбрать: уменьшать всем зарплату при сохранении штата или урезать штат, но
оставить прежний уровень зарплаты. Там, где произошли сокращения, они в первую
очередь коснулись продавцов. Ужесточились нормативы, и теперь, если менеджер
продает в среднем менее четырех машин в месяц, он подлежит увольнению.
"ДП": Как вы могли бы оценить усилия импортеров в период
экономической нестабильности?
Олег Хусаенов: Во многом я оцениваю результаты усилий
импортеров как позитивные. Если раньше импортеры общались с дилерами с позиции
силы, то сейчас ситуация изменилась. Еще совсем недавно они требовали строить
дворцы: диктовали, какую мебель покупать, какую плитку. Мы их спрашивали: "Зачем
покупать такую дорогую мебель, если можно купить в 3 раза дешевле?" Но мы
вынужденно шли на это в расчете на растущий рынок. Теперь же, когда рынок упал,
с импортерами стало проще разговаривать. Они почувствовали в нас партнеров,
потому что в условиях кризиса и те и другие оказались в одной лодке, и только
партнерские отношения могут помочь выстоять в это время обоим.
"ДП": Планируете ли вы усилить работу на вторичном рынке, может быть,
рассматриваете перспективу выделения trade–in в отдельное направление, как это
сделала компания "Рольф" с проектом Bluefish?
Олег Хусаенов: Отвечу прямо — не планируем. До кризиса мы
старались быть первыми во многих направлениях, и я считаю, что на тот момент это
было оправданно. Теперь занимаем очень осторожную позицию, мы готовы быть
вторыми, чтобы смотреть, что происходит у новаторов. Если "Рольф" зафиксирует
хороший результат, мы пойдем за ним. Я считаю, что во время кризиса стоит очень
внимательно взвешивать свои планы по развитию и терпеть убытки нельзя, поэтому
ко всем таким инновационным проектам у нас сейчас очень осторожный подход.
"ДП": От чего будет зависеть рост авторынка и когда, по–вашему, рынок
сможет вернуться к рекордным показателям прошлого года?
Олег Хусаенов: Будущее рынка зависит от цены на нефть. Если
цена будет расти, то объем продаж новых иномарок также будет расти. Если вы
наложите статистику роста стоимости нефти на статистику продаж автомобилей, то
увидите, что они коррелируют друг с другом. Наш прогноз — рынок начнет
улучшаться с середины следующего года, к концу 2012 года он сможет достичь
уровня 2008 года.