Генеральный директор Пятого канала: "Телевидение вообще очень дорогая штука"

Автор фото: Trend
Аркадий Соловьев

Генеральный директор Пятого канала Аркадий Соловьев в интервью "Деловому Петербургу" рассказал о перспективах телевидения, продадут ли Дом радио и снимал ли канал ролики ко дню рождения губернатора.

"ДП": Интернет в последние годы активно теснит телевидение и становится новым каналом получения информации. Телевидение сдает свои позиции?
Аркадий Соловьев: Понятно, что Интернет будет теснить телевидение, и очевидно, что с переходом в цифру существенно изменится положение основных игроков на этом рынке. Мы действительно видим тенденцию, что молодое поколение все больше пользуется Интернетом. Улучшение технических возможностей позволяет просматривать интернет–телевидение, осуществлять просмотры по запросу. Но, учитывая протяженность нашей страны и некую инерцию в техническом перевооружении, влияние эфира сохранится долгое время. Это если брать Россию в целом, а не только крупные города.
"ДП": А как в этом плане себя чувствует Пятый канал?
Аркадий Соловьев: Мне кажется, мы продвигаемся достаточно хорошо. Особенно учитывая, что федеральные частоты Пятый канал получил на уже сложившемся рынке, продвижение на котором — дело сложное, особенно для канала с такой задачей. Быстрого успеха можно достичь, выделяя какую–то определенную нишу — либо не занятую, либо с большой перспективой. Универсальному каналу продвинуться гораздо сложнее. То, что Пятый канал продолжает традиции культурной Северной столицы с лицом интеллигентного, познавательного, экспертного в некотором роде канала, продвигающего настоящие ценности, и достаточно уверенно держится на рынке, — это плюс.
Мы же понимаем, что у нас на сегодня техническое проникновение по стране значительно ниже сложившихся и долгое время работающих на рынке каналов. Мы даже не берем первую тройку, берем только второй эшелон.
"ДП": Ходят слухи, что после Нового года Пятый канал полностью переедет в Москву. Это соответствует действительности?
Аркадий Соловьев: Это не совсем так. Формирование программ и всех эфирных орбит происходит в Петербурге, здесь находится и останется основная часть коллектива. В результате образования холдинга "Национальная Медиа группа" произошли серьезные структурные перемены телевизионных активов, принадлежащих холдингу, — это касается и Рен–ТВ, и Пятого канала. Это естественный процесс для любого холдинга. В Москве находятся подразделения каналов, которые занимаются собственно определением направлений, концептов наполнения сеток вещания, закупками конкретных программ.
Не секрет, что большая часть телевизионных производителей находится в Москве. C прошлого года канал перешел на движение в сторону аутсорсинга в вопросах программных продуктов. Производители, которые были внутри канала, работают по системе аутсорсинга, но многие из них так и производят свой программный продукт на мощностях телевизионно–технического центра на Чапыгина, 6.
"ДП": Но разве с Нового года вся творческая работа не будет проводиться в Москве?
Аркадий Соловьев: Начнем с того, что еще до последних преобразований на Пятом канале большая часть программного продукта все равно делалась в Москве. В этом плане ничего не изменилось: объем контента, производимого в Петербурге, остается прежним. Линейка программ, которая традиционно делается в Северной столице, сохраняется. Учитывая федеральный статус канала, объем творческой работы, приходящийся на Москву, вполне объясним. Там же проводятся и все основные закупки.
"ДП": На канале есть "Петербургский час", который вещает только на Петербург. Что ждет его?
Аркадий Соловьев: Пока он остается в абсолютно том же формате, в каком и был. Говорить о перспективах я бы сейчас не взялся. В каком–то виде программа должна остаться, но это сложный вопрос. Это во многом связано с методикой подсчета TNS Gallup. Возможно, надо принимать решение о том, чтобы делать сплошной тайм–слот для региональных окон, как это делают многие крупные каналы. Тем более я знаю, что многие регионы с интересом воспользовались бы этим региональным окном. Этот вопрос обсуждается, но конкретного решения по нему нет. Оно должно быть принято на уровне холдинга.
"ДП": Но ведь в свое время канал открывал свои корпункты в разных регионах?
Аркадий Соловьев: Большинство этих корпунктов по–прежнему действуют. У нас идет очень много новостей из регионов, на региональные выпуски приходится 30–50% информационных сообщений.
Однако идея создания открытых студий, которые могли бы работать через телемосты, несколько опередила время. Она оказалась слишком затратной, тем более в связи с произошедшим кризисом. При низком коэффициенте задействованности содержание этих студий себя не окупает: они по большому счету представляют собой вещательный комплекс в миниатюре, а включаются порой не чаще чем раз в 2 недели. Тем не менее канал не собирается навсегда отказываться от этой концепции.
"ДП": Как вы оцениваете телеканал "Санкт–Петербург", начавший вещание по кабельным сетям, город инвестирует в него в следующем году 180 млн рублей?
Аркадий Соловьев: Телевидение вообще очень дорогая штука. У нас есть и другой мегаполис — Москва, где есть кабельные каналы. Там объемы финансирования известны, можно их посмотреть и сравнить. Я думаю, что в сравнении это не такая большая цифра. Если говорить системно, я думаю, что такой канал давно был нужен. Это будет та коммуникационная площадка, которая сократит дистанцию между властью и жителями города. В этом диалоге информация часто приходит с опозданием. Это связано отчасти с тем, что у нас сложно функционируют отдельные механизмы власти. С другой стороны, не очень хорошо налажены коммуникации. Имея такую площадку, можно будет прийти ко второй стадии решения вопроса: чтобы этой площадкой активно пользовались.
Созданием канала занимаются весьма профессиональные люди. Юрия Зинчука не надо рекомендовать, Владислав Пономаренко долгое время у нас работал руководителем дирекции информационно–аналитического вещания. Они компетентные, грамотные телевизионщики. Но все равно нужно время: телевидение очень инерционно. За месяц–два оценивать какие–либо успехи очень сложно.
"ДП": Техническая база нового канала арендуется у Пятого канала. Какое–то еще участие будет? Ведь новый телеканал связан с холдингом.
Аркадий Соловьев: Холдингом предоставлена и частота, на которой вещает новый городской канал: он арендует ее на рыночных условиях. Мы же проводили полный комплекс технических мероприятий, чтобы к 10 октября канал на 100% был технически готов к вещанию. Ряд наших специалистов консультировал команду городского канала по всем необходимым аспектам, в том числе вопросам сеточного программирования, монтажа, выхода и юридическим моментам.
На сегодня кадровый костяк городского канала — коллектив "Петербургского часа", он практически в полном составе туда перешел. И многие сюжеты будут использоваться и на городском канале, и в "Петербургском часе".
"ДП": Насколько вообще сейчас экономически выгодным является Пятый канал?
Аркадий Соловьев: Смотря как оценивать. Естественно, канал развивается. Но высокоприбыльным он быть не может. Мы надеемся, что кризис кончился, и, опираясь на показатели середины года, видим значительную тенденцию к увеличению выручки. Надеемся, что следующий год у нас будет гораздо успешнее, чем этот. Мы настроены на то, чтобы в реальной перспективе пройти точку безубыточности. Рынок рекламы серьезно растет.
"ДП": Рынок телевизионной рекламы растет?
Аркадий Соловьев: Скажем аккуратнее: рынок телевизионной рекламы восстанавливается и приближается к докризисным показателям. До кризиса он рос очень большими темпами, но потом упал. Не так обвально, как наружная реклама, но достаточно серьезно. Сейчас он восстанавливается до прежних объемов. По данным "Видео Интернешнл", прирост за первое полугодие составил 10%, а по итогам года общие расходы на рекламу вырастут на 14%. В ближайшие 5 лет "Видео Интернешнл" прогнозирует двукратный рост
российского рынка рекламы. Ежегодно затраты на рекламу будут расти на 12–16%. Сейчас идет процесс заключения договоров рекламы, и все продавцы настроены оптимистично.
"ДП": Какие попытки предпринимаются для повышения рейтинга Пятого канала?
Аркадий Соловьев: У нас выходят новые программные продукты. Мы стараемся набрать дополнительную аудиторию. Мы идем по двум направлениям: пытаемся совершенствовать свое контентное наполнение и увеличить охват, который тоже влияет на цифры и рейтинги. Но контент — это основное. Все–таки мы не зря ТЭФИ получили.
"ДП": В состав Пятого канала входит "Радио Петербург". Что его ждет в будущем?
Аркадий Соловьев: "Радио Петербург" — старейший бренд. Сейчас это радио вещает на третьей кнопке, но, на мой взгляд, у него большие перспективы. Во–первых, ценность бренда никто не отменял. Во–вторых, аудитория в Петербурге у него значительная. И мы сделаем все, чтобы по мере сил развивать этот бренд. Другой вопрос — чтобы это развитие было серьезным, необходимо получить частоту в FM–диапазоне. А свободных частот сейчас нет, поэтому надо либо перекупать, либо смотреть планы конверсии. Это отдельный вопрос, который требует глубокой проработки. И сейчас мы этим занимаемся.
"ДП": В свое время проходила информация, что Дом радио на Итальянской готовится к продаже.
Аркадий Соловьев: О том, что мы, оказывается, реализуем Дом радио, я узнал из газет. Планов по продаже Дома радио нет. Но постоянно стоит вопрос об эффективном его использовании. На самом деле наше радийное подразделение занимает там незначительное помещение. А Дом радио — сложный объект. При этом, понимая и отношение жителей города к этому зданию, и ту ответственность, которую мы несем при эксплуатации этого исторического и социально значимого для города объекта, мы хотели бы реализовать в нем некие проекты, которые соответствуют его назначению, его истории. В этом году нам удалось перенести в другие помещения Музей блокадного радио, что сделало его практически свободно доступным для жителей Петербурга. Мне кажется, это уже большой шаг.
"ДП": В Интернете появлялись ролики с участием чиновников Смольного, капустники, снятые ко дню рождения губернатора. Говорят, что это было снято на базе Пятого канала.
Аркадий Соловьев: Я могу сказать, что канал не участвовал в съемках этих сюжетов. И никаких заказов на производство этих материалов мы не получали. Возможно, это был кто–то из производителей, которые арендуют у нас площади и технику.
Мы создаем для всех производителей равные условия по возможности использования технических мощностей Пятого канала. В перспективе планируется, что это будет крупный телевизионный центр, как "Останкино" в Москве, который представляет свою базу многим производственным коллективам. Это рационально, и мы должны развивать Петербург как телевизионный центр. Кроме Пятого канала сегодня в наших стенах работает и телеканал "СТО", и НТВ, и Ленинградское областное телевидение (ЛОТ).
"ДП": Кстати, насчет ЛОТ: в свое время руководство канала хотело увеличивать свое присутствие. Выходили они с этим вопросом к вам?
Аркадий Соловьев: Наверное, это желание всех регионов — иметь свое вещание. И я думаю, что Ленинградская область в этом плане не исключение. Сейчас ЛОТ активно расширяет кабельные сети в области, по крайней мере строит их в крупных городах. Что же касается расширения вещания ЛОТ в эфире Пятого канала, я могу сказать, что предметных разговоров на этот счет не было. А час вещания остается в прежнем режиме.
"ДП": Телевидение все время меняется. Как оно будет развиваться в обозримом будущем?
Аркадий Соловьев: Мы помним, как развивалось телевидение в России. Сначала оно было очень остро политизированным, потом ушло в другую крайность — стало в первую очередь развлекательным.
То, что мы пытаемся сделать на Пятом канале, — умное, интеллектуальное, заставляющее задуматься телевидение. Люди отчасти уходят в Интернет, потому что на экране не видят для себя ничего интересного. Кроме того, зрители не видят ответа на свои вопросы, не видят никаких развивающих вещей, познавательных. Это то, о чем говорил наш президент: своего канала "Дискавери" у нас нет.
"ДП": Но такие вещи, как программы "Дискавери", очень затратны. Можно ли ждать чего–то подобного на Пятом канале?
Аркадий Соловьев: Действительно, эти фильмы очень дороги. Кроме того, нужны специалисты, способные снять такой фильм. Они ниоткуда не появятся: их надо растить, учить, тренировать. Но я думаю, все будет. У нас уже есть достаточно интересные программы для молодежи. Например, "Истории из будущего", "Человек. Земля. Вселенная" или "Реальный мир". Таких программ должно быть больше, разного качества и разной направленности.
Биография
Родился 10 мая 1963 г.
Работал начальником Департамента полномочного представительства президента РФ в СЗФО.
2006–2007 гг. — заместитель гендиректора ООО "Аброс".
2007–2008 гг. — первый заместитель гендиректора ОАО "ТРК "Петербург".
2008–2009 гг. — председатель совета директоров ТРК "Петербург".
С 2008 г. — советник гендиректора ЗАО "Национальная Медиа группа".
С 1 сентября 2009 г. — гендиректор ТРК "Петербург".