Страхование - занятие жалобное

Автор фото: Итар-Тасс

В 2009 году количество жалоб на страховщиков Северо–Запада увеличилось вдвое: с 2 до 4 тыс. Возможно, они стали хуже работать, а клиенты теперь грамотнее защищают свои права.

Увеличение жалоб происходит на фоне снижения сборов страховщиков — в 2009 году они могут сократиться на 10%.
По данным Северо–Западной службы Страхнадзора, лидером по числу жалоб стала компания, ушедшая с рынка в октябре 2009 года, — "ЛК–Сити" (около 600). За ней следует "Росгосстрах" (400) и "Конда" — более 200.
На фоне интеграции со структурами "Росгосстраха" резко увеличилось число обращений, связанных с работой "Русского Мира" (170 жалоб против 36 в 2008 году). Также достаточно много жалоб на страховую компанию "Уралсиб" — более 150. Следует отметить, что в перечень попали как компании, ушедшие с рынка, так и крупные федеральные страховщики. У последних количество жалоб связано в том числе с объемами их работы.
Более сотни жалоб подано на компании: "Ренессанс–Страхование" (140), "Россия" (105), "Руссобалт" (117 в 2009 году, в 2008 году на компанию было только три жалобы) и "Свод" (116). Несмотря на отзыв лицензии у СЗСК в октябре 2008 года, ее портфель был настолько большим, что в 2009 году в ее адрес поступило более 80 жалоб.
Львиная доля обращений связана с автострахованием. В 2009 году по каско было 1715 жалоб, а по ОСАГО — 1621. А в 2008 году было больше жалоб по ОСАГО — 1007 против 806 по каско. "Также есть жалобы по ипотечному страхованию, ДМС и даже по обязательному страхованию военнослужащих", — отмечает заместитель руководителя инспекции страхового надзора по СЗФО Павел Молчанов.
Он говорит, что много жалоб на нарушение сроков выплат, а необоснованных отказов стало меньше. "Часть обращений, связанных c недовольством размером выплаты, проверить без экспертизы невозможно, а у регулятора нет таких полномочий", — добавляет Павел Молчанов. Он отмечает, что увеличение жалоб в 2 раза — общая тенденция по стране.
Эксперты говорят, что только половина жалоб справедлива, а остальные необоснованны. "Малоэффективно жаловаться только в Страхнадзор, так как регулятор обычно вмешивается, когда компания занимается прямым саботажем", — говорит Михаил Бугров, генеральный директор ООО "Союз защиты прав страхователей". Он советует потерпевшим подавать сразу в суд.
"Жалоб не так уж и много, если учесть, что работа страховщиков ухудшилась в разы", — считает Алексей Кузнецов, руководитель юридического бюро "Правила Страхования". Он полагает, что нагрузка на суды из–за страховщиков возросла минимум в 3 раза.