Что русскому здорово, то немцу будь здоров

СПб. Бизнесмены пока не хотят идти по европейскому пути. Они готовы работать по евростандартам, но только тогда, когда это выгодно. Выгодно же это далеко не всегда.

По словам генерального директора СРО «Объединение строителей СПб» Алексея Белоусова, единых строительных норм и правил в Европе нет, более того, они сильно разнятся, прежде всего из–за особенностей климата. Общими для стран Евросоюза стали в первую очередь требования к технологиям и материалам по безопасности и энергосбережению.
«Ни в одном доме Германии нет такой ситуации, когда лампочка горит круглые сутки», — говорит он. — Идешь по лестнице — она включается, поднимешься — выключается. Везде стоят счетчики».
Кстати, некоторое время назад тогдашний глава жилищного комитета Юнис Лукманов приводил в пример еще одну страну Евросоюза — Финляндию, которая тратит на 1 м2 жилья в 4 раза меньше теплоэнергии, чем Россия. «У нас из этих четырех килокалорий лишь одна отапливает жилье, а остальные три — воздух», — утверждал он.
Можем, но не хотим
Как уверяют строители, и по нашим СНиПам так же, как по европейским, положено делать под асфальтом подушку 60 см, другое дело, что никто этого не делает. Петербургские дорожники, кстати, уже провели конференцию, посвященную вопросу перехода на евростандарты. По словам директора Ассоциации предприятий дорожного комплекса Петербурга Юрия Агафонова, выступающие на ней говорили о том, что российские расценки на строительство дорог все–таки меньше, чем европейские.
Приблизительную стоимость строительства автодороги привел в конце ноября в Ульяновске президент РФ Дмитрий Медведев: Великий Новгород — Усть–Луга — 190 млн рублей за 1 км, в Сочи — 2 млрд рублей за 1 км, в Москве — 8 млрд рублей за 1 км. «Почему такая разница? — вопрошал президент. — Это все–таки не на Луне строят».
По словам заместителя руководителя петербургского представительства Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Константина Шаршакова, по европейским стандартам грузовик должен досматриваться на таможне в течение 1 дня, по российским — в течение 3.
«Мы тоже можем проводить все в течение дня», — говорит Шаршаков, — но что тогда будут делать околотаможенные структуры?»
Хотим, но не можем
В ряде отраслей европейские стандарты рассчитаны на европейское же оборудование, которого зачастую в России просто нет. Например, требования принятого в России технического регламента на молоко (специалисты отмечают, что он близок к европейским стандартам) можно соблюсти, располагая специальным агрегатом, который называется «аппарат добровольного доения». Вице–губернатор Ленобласти Сергей Яхнюк сообщил «ДП», что им располагают далеко не все сельхозпредприятия области.
По словам главврача стоматологической поликлиники № 4 Андрея Климова, оборудование для работы по европейским стандартам есть лишь у небольшого числа клиник и во многих случаях информация о такой работе не больше чем рекламный трюк.
Кстати, больше всего от европейских стандартов могут пострадать торговые сети (их доля в Петербурге, по данным Петростата, составила 77%). По словам сопредседателя союза потребителей Анатолия Голова, в Европе гипермаркеты разрешают строить в основном за пределами города, в большинстве своем они не имеют права работать по ночам и в выходные дни.
Просто втупую написать «Мы будем строить, как в Германии» не получится.
Алексей Белоусов, гендиректор СРО «Объединение строителей СПб»