Авторынок для патриотов

Автор фото: "ДП"

Авторынок России оттаивает, но на докризисный уровень выйдет не раньше 2014 года, считают аналитики. До этого времени каждая третья купленная в стране машина будет российской марки.

В начале года авторынок России фактически прошел "дно". Мартовские продажи показали некоторый рост, а апрель обещает стать первым месяцем за последние полтора года с положительной динамикой, отмечают аналитики "Автостата". Основные причины — программы утилизации автохлама и льготного кредитовнаия.
"Суммарно две эти программы позволят увеличить месячные продажи до уровня в 140–150 тыс. автомобилей, что должно в итоге привести к годовому объему на уровне 1,5 млн новых легковых автомобилей", — говорится в прогнозе агентства.
В 2011 году россияне купят 1,75 млн авто, в 2012 году — 1,95 млн и лишь в 2013 году перейдут планку в 2 млн (прогноз — 2,25), даже в 2014 году (прогноз — 2,6 млн) не удастся выйти на уровень 2008 года, когда было реализовано 2 млн 746 тыс. авто (в 2009 году рынок сократился на 55%).
Поменяется структура рынка — возможно, поневоле россияне становятся все более патриотичными. Эксперты отмечают, что существенно увеличится доля отечественных авто: если в 2009 году доля Lada составляла 26,1% (354,3 тыс.), то в 2010 году она увеличится на 31,7%, до 475 тыс. В целом доля российских авто в структуре спроса составит 33,3%.
Лидерами среди иномарок станут Chevrolet (7%), Hyundai (5,7%), Renault (5,3%) и Kia (5%). Далее в рейтинге популярности — Ford, Toyota, Daewoo и Nissan. В 2009 году самой продаваемой иномаркой стал автомобиль Renault Logan.
Доля бренда Lada на российском рынке планомерно растет за счет того, что на продукцию АвтоВАЗа приходится порядка 70–80% от общего объема продаж по программе утилизации и больше 50% по программе льготного автокредитования. Также подрастает доля Renault, у которого основная модель, Logan, также является одним из наиболее востребованных автомобилей по этой программе, отмечает директор агентства "Автостат" Сергей Целиков. На новые российские автомобили в I квартале 2010 года было потрачено прядка $720 млн.
Об оживлении на российском авторынке ранее заявила и Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Эксперты АЕБ даже пересмотрели свой пессимистичный прогноз на 2010 год — с 1,17 млн до 1,45 млн автомобилей. По их данным, безусловным лидером продаж в марте стал автомобиль KIA Rio (рост продаж составил 5548%), далее идут Chevrolet Niva (+158%) и KIA Sportage (+147%).
По прогнозу "Автостата", в 2010 году в Россию ввезут примерно 75 тыс. подержанных иномарок. В целом в 2010 году россияне потратят на первичном авторынке порядка $34,8 млрд, что на 17% больше, чем в прошлом году ($29,7 млрд). Средняя цена одного автомобиля, реализованного на российском рынке, составит порядка $22,1 тыс. против $21,1 тыс. годом ранее.
Между тем ситуация на российском авторынке может в корне измениться уже в текущем году. Как отмечают аналитики ФК "Открытие", программа утилизации старых автомобилей может завершиться к середине лета. Поскольку АвтоВАЗ можно считать основным бенефициаром данной программы, то сразу после завершения программы можно ожидать снижения продаж компании на 20%, прогнозирут они.
Очевидно, что патриотизм российских автолюбителей без поддержки властей быстро улетучится. Кроме того, Volkswagen в Калуге с конца лета 2010 года начнет собирать вполне приличный автомобиль стоимостью 10 тыс. евро. Бюджетная машина не только современно выглядит и имеет неплохую "начинку", но и адаптирована под тяжелые российские условия.