Упрощение или угроза? Эксперт о новой поправке к закону об охране памятников

Автор фото: Солодко Георгий Сергеевич. Фото предоставлено пресс-службой ГК ИРБИС
Нина Александровна Пучкова, ведущий инженер ООО "Ирбис-эксперт"
Нина Александровна Пучкова, ведущий инженер ООО "Ирбис-эксперт"
Нина Александровна Пучкова, ведущий инженер ООО "Ирбис-эксперт".
С 1 марта 2026 года вступит в силу поправка к закону об объектах культурного наследия (№ 73), которая предусматривает упрощенный порядок проведения работ, связанных с содержанием выявленных и включенных в реестр объектов культурного наследия.
Поправка предполагает введение такого понятия, как "работы по содержанию объекта культурного наследия". Теоретически такие работы направлены на то, чтобы поддерживать памятник, как минимум, в ограниченно-работоспособном техническом состоянии, без ухудшения и изменения элементов предмета охраны, минуя бюрократическую волокиту. Тезисно уточню, какие виды работ относятся к работам по содержанию:
• ремонт инженерных систем, лифтового оборудования;
• локальный ремонт как несущих конструкций, так и внутренних отделочных слоев;
• локальный ремонт фасадов, входных групп;
• ремонт оконных и дверных заполнений;
• перепланировка и ремонт жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
• установка кондиционеров.
Из упрощений: теперь предполагается проводить такие работы без согласования проектной документации в органе охраны, как это было раньше, без историко-культурной экспертизы, в уведомительном порядке.
С одной стороны, эта поправка к закону минимизирует объем бюрократических процедур, на которые тратилось время, иногда крайне ценное для памятника. С другой, поправка может быть опасна, если закрывать глаза на реальные проблемы с несущими конструкции памятника или злоупотреблять термином "локальный ремонт", границы которого в законе определены лишь формально.
Ведь в случае с несущими конструкциями под видом работ по содержанию можно бесконечно замазывать трещины в несущих кирпичных стенах, пренебрегая сигналами о деформациях конструкций, как это было, например, в декабре 2023-го года при обрушении флигеля дома №73 по Гороховой улице в Санкт-Петербурге. А под видом локального ремонта – по-тихому привести к утрате предмета охраны, что сделали в ноябре 2024-го года, когда заменили на пластик старинные деревянные оконные заполнения, входящие в предмет охраны доходного дома Хренова на Таврической улице в Санкт-Петербурге.
Законодательно утверждённого документа с детальным описанием и фотофиксацией всех ценных элементов памятника в российских нормативах не существует. "Предмет охраны" нередко носит весьма формальный характер, буквально в формате текстового описания, иногда и вовсе может редактироваться, что на руку недобросовестным собственникам.
В любом случае, с осторожностью будем надеяться на то, что всё же произойдет, но аккуратно, компромисс между сохранением памятников и скорейшим улучшением качества жизни людей, пользующихся ими. При этом напомню, что всегда действует одно правило: постоянная, а главное, ответственная эксплуатация любого здания, включая памятник, правильнее, проще и дешевле, чем восстановление, ремонт и реставрация его раз в несколько десятков лет.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.