В петербургском музее Эрарта раскроют секрет фотографа с инаугурации Обамы

Автор фото: Пресс-служба музея Эрарта
Фоторабота Стивена Уилкса, проект "День и ночь"
Фоторабота Стивена Уилкса, проект "День и ночь"
В петербургском музее современного искусства Эрарта зрителям расскажут о работах американского фотографа, который снял знаменитую панораму на церемонии инаугурации президента США Барака Обамы.
Фотохудожник во время работы приклеивал себя скотчем к подъёмнику.
Репортаж с церемонии инаугурации президента США Барака Обамы, состоявшейся в 2013 году в Вашингтоне (округ Колумбия), стал для автора исторически значимой съёмкой.
"Рассматривая это фото, стоит обратить внимание на большие экраны, на которых обычно транслируются подобные мероприятия, ведь все они фиксируют разные события: вот Мишель и дети наблюдают за происходящим, вот новоизбранный президент приветствует собравшихся, здесь он приносит присягу, а затем обращается к соотечественникам", — отметили сотрудники музея.
Съёмка велась с пятнадцатиметрового ножничного подъемника, который оказался не очень устойчивым: буквально перед каждым кадром Стивену приходилось крепить свои подошвы к платформе с помощью технического скотча.
Масштабная выставка Стивена Уилкса пройдёт с 19 декабря по 12 апреля 2026. На ней покажут проект "День и ночь".
"С того дня, когда Стивен Уилкс открыл собственную фотостудию в Нью-Йорке в 1983 году, творческий метод автора претерпел немало изменений. Их итогом стал новаторский проект "День и ночь" на стыке документальной, пейзажной и художественной фотографии, произведения из которого представлены на выставке. Фотограф создаёт гиперреалистичные снимки, где пространство и время можно буквально разглядеть во всех подробностях", — поделились организаторы выставки.
Отправной точкой для проекта послужила работа с известным кинорежиссёром Базом Лурманом.
В 1996 году Уилкс, специализировавшийся на рекламной и сюжетной съёмке для журналов, получил заказ от американского журнала LIFE на создание группового портрета актеров и съёмочной группы фильма Лурмана "Ромео + Джульетта".
Прибыв на съемочную площадку, Стивен увидел, что она представляет собой небольшой квадратный дворик. Учитывая технические возможности того времени, получить общее панорамное фото всех участников можно было, только собрав коллаж из 250 отдельных снимков. Заметив, что позирующие для него в центре площадки Леонардо Ди Каприо и Клэр Дэйнс также отражаются в висящем на стене зеркале, в качестве финального кадра фотограф запечатлел их поцелуй в отражении.
Вернувшись в свою студию и вручную склеив полученные снимки в единое полотно, Уилкс понял, что ему удалось отразить в готовой работе не одно мгновение, как обычно бывает в фотографии, а весь многочасовой процесс съемки, включая объятия героев на площадке и их поцелуй в зеркале. Родившийся тогда замысел автору удалось в полной мере реализовать только годы спустя, когда развитие цифровой фотографии позволило совмещать в одном кадре события целого дня или даже более длительного временного отрезка.
По словам искусствоведов, начало серии "День и ночь" было положено в 2009 году.
"Каждая работа в ней — результат тщательного планирования и колоссальной самодисциплины. Выбрав подходящую локацию и получив все необходимые разрешения на съёмку, Уилкс арендует строительный кран или подъёмник и проводит от 15 до 30 часов на высоте около 15 метров, делая множество кадров из одной точки и в одном и том же ракурсе. Зафиксировав более тысячи "волшебных мгновений" (по его собственному выражению), он приступает к трудоёмкой обработке отдельных снимков, совмещая их в единое изображение при помощи цифровых технологий", — рассказали специалисты.
Увлечение Уилкса историей нашло отражение ещё в одной работе, которую можно увидеть на выставке. Речь идёт о созданной в 2015 году панораме исторической регаты в Венеции. Это красочное событие проводится ежегодно в память о водной феерии, в 1489 году ознаменовавшей включение Кипра в состав венецианских владений. В те времена регаты делились на простые состязания гребцов и гондольеров и так называемые "большие регаты", устраивавшиеся по случаю важных церковных и светских праздников.
Это мероприятие представляет собой весьма торжественный водный парад и проводится по строгим правилам, остающимся неизменными на протяжении веков. В нём участвуют исторические гребные суда, а костюмированные гребцы выступают в роли жителей итальянских морских республик прошлого: Пизы, Генуи и Венеции. Для этой съёмки автор избрал высокую точку над венецианским Гранд-каналом, неподалёку от моста Академии, поэтому на заднем плане виден силуэт церкви Санта-Мария-делла-Салюте.
Почётное место в серии "День и ночь" отведено природным ландшафтам. Примерами могут служить работы: "Великое июльское таяние льдов" (Гренландия, 2019), "Медведи гризли" (Британская Колумбия, 2018), "Тюльпаны" (Берген, 2016), "Фламинго" (Кения, 2017) и "Национальный парк Серенгети" (Танзания, 2015).
Последняя особенно значима для Стивена: африканское фотосафари послужило для него источником глубоко личных переживаний. В качестве локации автор выбрал не отдаленные участки парка, а местность Серонера, вблизи людского жилья. Изначально фотограф поставил себе задачу по возможности запечатлеть животных на пике периода миграции. Уилкс провёл целых 26 часов в специальном укрытии, расположенном на высоте пять метров, недалеко от водоёма. Место было выбрано стратегически верно: засуха, царившая в регионе уже пять недель, привела к водопою множество животных.
Итоговое фото впечатляет своим поистине библейским масштабом. Звери, обычно враждующие в саванне, даже хищники и их жертвы, например львы и зебры, мирно делили место у кромки воды, ставшей для всех столь ценной. Несмотря на ограниченность пространства, никто никого не атаковал и не пытался агрессивно прогнать, что мы и видим в кадре.
По воспоминаниям самого Уилкса, "…животные даже не рычали друг на друга. Казалось, они понимают нечто, неочевидное для нас, людей: таким ценным ресурсом, как вода, необходимо делиться со всеми». Необычный формат, придуманный автором для серии "День и ночь", позволил ему проиллюстрировать эту мысль максимально наглядно. Как говорит Стивен Уилкс, этот фотопроект "даёт возможность по-новому взглянуть на мир, управляя пространственно-временным континуумом и умещая в одном кадре развернутый временной отрезок".
Ранее "ДП" писал об истории и значении фотомастерства, а также о том, как менялось отношение к этому виду искусства. Музей Эрарта в 2023 году представлял выставку "Жизнь как праздник", где показали более двухсот работ известных в советское время фотографов.
"Фотография — это, бесспорно, зеркало времени. Наверное, именно поэтому интерес к фотовыставкам никогда не угаснет, — говорила директор по внешним связям музея Эрарта Екатерина Атоян-Милюкова. — Людям интересна история и границы фантазии, в которых можно творить без использования компьютерной графики или художественного инвентаря. Поэтому мы регулярно знакомим зрителей с мастерами фотоискусства — и каждая экспозиция находит свой отклик".
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.