Правительству необходимо отсрочить повышение оплаты за проезд по федеральным дорогам для грузовиков, следует из совместного обращения руководителей 17 отраслевых объединений (документ находится в распоряжении "ДП").
В их числе — ведущие отраслевые союзы и ассоциации, представляющие интересы российских участников рынка торговли продовольственными и непродовольственными товарами, включая дистанционную и электронную коммерцию, а также транспортно-логистических и экспедиторских компаний.
"Платон" давит
“
"Для обеспечения выхода отрасли на минимальный уровень рентабельности считаем необходимым заморозить ежегодную индексацию тарифа в СВП "Платон" на уровень инфляции, так как только в течение февраля-марта 2026 года тариф будет изменён дважды, что, безусловно, негативно отразится на перевозчиках и стоимости товаров", — сообщается в письме.
В документе приводятся расчёты: в 2026 году тариф в системе "Платон" изменится дважды: в феврале в связи с повышением тарифа из-за плановой индексации, а в марте — из-за поэтапной отмены понижающего коэффициента. Итого тариф в будущем году увеличится на 63%, до 5,46 руб./км. В письме отмечается, что будущий год для бизнеса "будет сложным периодом, так как дополнительно возрастёт фискальная нагрузка на всех участников — от производителей товаров до ретейла и транспортно-логистических компаний".
Президент "АвтоГрузЭкс", совладелец и заместитель директора ПЭК Вадим Филатов, комментируя письмо в правительство РФ, отмечает, что транспортные компании России уже находятся на грани рентабельности, себестоимость перевозок на фоне повышения топливных и ремонтных затрат увеличилась на 20% год к году. В следующем году рост не остановится: повысится как налоговая нагрузка, так и топливные затраты, расходы на IT-системы и обучение сотрудников после перехода к обязательной электронной накладной, а также повышение затрат на оборудование площадок в связи с новыми требованиями к экспедиторам.
“
"С учётом инфляции в логистической отрасли, которая, по нашим прогнозам, составит 4%, в следующем году тарифы могут вырасти на 15-17%", — подсчитал Вадим Филатов.
В письме в правительство участники рынка заявляют о существенных негативных последствиях для сферы автоперевозок, которые могут произойти из-за двойного повышения тарифа. В том числе о "значительных осложнениях возможности планирования долгосрочных контрактных отношений между перевозчиками и грузоотправителями, а также о невозможности достижения желаемого результата в работе по снижению уровня инфляции и сдерживанию роста цен на товары и продукты, включая социально важные товары первой необходимости".
“
"Важно помнить, значительная часть игроков рынка относится к субъектам малого предпринимательства, которые не смогут нести в будущем году такой объём совокупных затрат, что потенциально создаёт риск ликвидации и банкротств транспортных предприятий страны", — прокомментировала письмо в правительство исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина.
Решение об отмене понижающего коэффициента с 1 марта, по глубокому убеждению авторов письма, является поспешным.
“
"И свидетельствует о непредсказуемости государственной политики в сфере автоперевозок, что создаёт общий фон непрозрачности и хаотичности условий ведения бизнеса в России, в том числе противоречит задачам борьбы с инфляцией и ростом цен на товары и продукты", — сообщается в документе, направленном в правительство России.

Акция дальнобойщиков против системы "Платон" на Московском шоссе в Петербурге.
Второй подход
В сентябре 2025 года деловые объединения уже обращались к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой не принимать решение по изменению понижающего коэффициента, применяемого при расчёте тарифа в системе "Платон". В октябре пришёл ответ из Минтранса. Ведомство сообщило, базовый размер "Платона" определён ещё в 2015 году и с тех пор не менялся. А индекс потребительских цен только за последние 4 года — с 2020-го по 2024-й — увеличился на 39%.
“
"Стоимость ремонта автомобильных дорог общего пользования федерального значения за этот период выросла на 80%, капитального ремонта — на 60%. Это привело к снижению темпов работ, а также ставит под угрозу возможность достижения показателя нацпроекта "Инфраструктура для жизни" по доле дорог общего пользования федерального значения, находящихся в нормативном состоянии", — отмечается в ответе Минтранса на обращение Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики.
Аргумент в отношении отмены понижающего коэффициента понятен — резкий рост затрат на строительство дорог, комментирует Ольга Федоткина.
“
"Но стоит учесть и тот факт, что бизнес также находится в ситуации, когда затраты растут колоссально, а компенсировать их можно только путём включения в стоимость конечных товаров и услуг", — продолжает она.
Руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин приводит свой пример: стоимость ремонта федеральных автомобильных дорог за 3 года выросла на 80%, а розничные цены на свинину за 5 лет увеличились в среднем всего на 27%. Рентабельность во многих направлениях мясного животноводства существенно снизилась: в птицеводстве до 1-2%, в производстве крупного рогатого скота — до минусовых значений. Доля транспортных расходов в себестоимости выращивания скота и птицы может достигать 20%.
“
"Мы перевозим зерновые культуры, потом комбикорма, затем — самих животных на предприятия по убою и разделке, после чего поставляем продукцию по всей стране предприятиям оптовой и розничной торговли. При этом указанные виды сырья и продукции сами по себе не являются дорогими, поэтому влияние транспортных расходов на их конечную цену очень заметно", — подсчитал Сергей Юшин.
