Промедление смерти подобно: как минимизируют последствия травм позвоночника

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Концепция "Золотого часа" помогает спасать сотни жизней детей, получивших травму позвоночника.

Тяжёлая травма запускает в организме каскад смертельно опасных процессов. Если их не остановить в течение первого, так называемого золотого, часа последствия травмы становятся необратимыми.

Время — золото

Как объяснил заведующий травматолого–ортопедическим отделением ГБУЗ ЛОКБ Максим Ранков, именно в первый час после травмы, аварии или серьёзного заболевания своевременная квалифицированная помощь значительно повышает шансы пострадавшего на выживание и минимизирует риск тяжёлых осложнений. Поэтому его и называют золотым.
"Этот термин подчёркивает важность быстрого реагирования медицинских служб, включая экстренную транспортировку, диагностику и начало лечения непосредственно на месте происшествия или в ближайшем медицинском учреждении", — поясняет он.
По словам врача–травматолога–ортопеда "СМ–Клиники" Михаила Дорошева, в случае политравмы (множественных тяжёлых повреждений), по данным российских исследований, задержка на 30 минут после несчастного случая увеличивает смертность на 30%.
"При повреждении позвоночника со сдавлением спинного мозга, если провести хирургическую операцию в максимально короткий промежуток времени после травмы, можно сохранить двигательные функции конечностей. Пациент с внутренним кровотечением без помощи в течение часа имеет риск смерти до 80%, а при оказании помощи вовремя — почти в 2 раза ниже", — рассказывает Михаил Дорошев.
Заведующий отделением травматологии–ортопедии сети медицинских центров MedSwiss Олесь Тихонов подчёркивает, что огромную роль играет маршрутизация пациентов и создание специализированных центров.
"Маршрутизация — это правильный выбор дороги для пациента. Не тратить время на ближайшую больницу без оборудования, а сразу везти туда, где окажут помощь по стандарту. Создание травмоцентров и сосудистых центров — это инвестиция, которая окупается. По данным НМИЦ ТО им. Н.Н. Приорова, внедрение сети травмоцентров в регионах снизило летальность при тяжёлой травме на 25–30%", — объясняет он.
"Время между получением травмы и оказанием медицинской помощи в идеале должно быть сведено к минимуму, — согласен с этим Михаил Дорошев. — Идеальная модель должна приближаться к такой ситуации, когда высокотехнологичная медицинская помощь по спасению жизни оказывается уже на этапе выезда бригады скорой. Важным компонентом в пределах концепции “золотого часа” является немедленная доставка пациента в травмоцентры I уровня (а не в ближайшую больницу). Там должен быть организован “зелёный коридор” — пациент сразу попадает в операционную или реанимацию".

Детский вопрос

Особое значение придаётся оказанию экстренной помощи детям. Можно сказать, что именно в этой области концепция "золотого часа" реализуется в полной мере. В России существует ряд федеральных центров, специализирующихся на лечении травм позвоночника и спинномозговых повреждений.
В частности, в Петербурге работает Федеральный детский центр повреждений позвоночника и спинного мозга при ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр детской травматологии и ортопедии им. Г.И. Турнера", куда ежегодно поступают около 250 детей с тяжелейшими травмами опорно–двигательного аппарата со всей России.
Директор НМИЦ им. Г.И. Турнера Сергей Виссарионов подчёркивает, что у детей с позвоночно–спинномозговой травмой проведённая в первые часы операция позволяет полностью восстановить функцию спинного мозга и вернуть к обычному образу жизни через 5–6 месяцев. А пациента с нестабильным повреждением позвоночника — выписать на амбулаторное лечение через 10 дней после операции и вернуть к обычному образу жизни через 1,5–2 месяца.
"Благодаря тому что операция делается в первые часы с момента травмы, в большинстве случаев достигается полное восстановление функций спинного мозга. То есть мы убираем отломки тех позвонков, которые сдавливают спинной мозг, и стабилизируем при помощи металлоконструкции травмированный позвоночно–двигательный сегмент", — рассказывает Сергей Виссарионов.
Ключевым элементом созданной в НМИЦ им. Г.И. Турнера системы организации помощи является проведение экстренных телемедицинских консультаций.
"Такой подход позволяет в первые часы определить тактику лечения пострадавшего и сформировать пути его маршрутизации. Это позволяет определить место эвакуации пациента, в котором ему будет оказана адекватная хирургическая помощь. Перевод пациента в ближайшее время от момента травмы в профильное медицинское учреждение даёт возможность сократить время до получения специализированной хирургической, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в 2–5 раз", — рассказывает Сергей Виссарионов.

Цена трагедии

Если ребёнку с травмой позвоночника и позвоночно–спинномозговой травмой своевременно не оказать хирургическую помощь, он на долгие годы останется прикован к кровати или инвалидному креслу.
"Выплаты по инвалидности составляют 21 323 рубля в месяц, или более 255 тыс. рублей в год", — комментирует Сергей Виссарионов.
После получения тяжёлой травмы ребёнок вынужден регулярно проходить курсы восстановительного лечения (2–3 раза в год) на протяжении нескольких лет. По подсчётам Сергея Виссарионова, стоимость реабилитационного лечения в санатории составляет от 2 млн до 5 млн рублей.
В целом расходы государства на одного ребёнка–инвалида достигают от 7 млн до 50 млн рублей в год. В эту сумму входят различные выплаты по инвалидности, стоимость специальных медицинских изделий (ортезов, функциональных аппаратов, фиксаторов, инвалидных колясок, ходунков) и оборудования (функциональные кровати, дыхательные аппараты), которые обеспечивают жизнь и социализацию пациента.
"Кроме того, у такого ребёнка значительно ограничена двигательная активность и процессы самообслуживания. Это означает, что один из родителей вынужден постоянно находиться рядом с ним, заниматься вопросами ухода и обслуживания ребёнка, а следовательно — не работать", — поясняет Сергей Виссарионов.
Невозможность выходить на работу одному из родителей приносит экономический ущерб государству в размере от 2 млн до 30 млн рублей в зависимости от места работы человека.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.