Городские остановочные павильоны обновляются и становятся "умными", но к их конструкции у горожан продолжают возникать вопросы. А экраны и подсветка появляются далеко не везде, где было обещано.
В Петербурге нет единого распорядителя остановок — ими занимаются сразу несколько ведомств. На стадии проектирования планировочное положение и технические решения согласовываются с исполнительными органами власти и их подведомственными учреждениями. Конструкция павильонов принята в соответствии с альбомом, утверждённым комитетом по градостроительству и архитектуре (КГА).
Монтажные работы реализуют комитеты по благоустройству и по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) в рамках адресных программ комитета по транспорту.
За остановочные павильоны с рекламными конструкциями отвечает комитет по печати. Установкой информационного оборудования на них занимается СПб ГКУ "Организатор перевозок".
На замену "сетке"
Как отмечает петербургский активист Роман Порошин, до недавнего времени в городе отсутствовал единый стиль оформления остановочных пунктов. Параллельно эксплуатировались павильоны, смонтированные ещё в 2000–х, а также стильные остановки, созданные к чемпионату миру по футболу 2018 года по проекту архитектора Нормана Фостера. Сетчатые стенки старых павильонов подвергались критике за то, что не защищали от ветра и дождя, а из–за отсутствия полноценного фундамента конструкция могла изрядно покоситься всего за несколько лет эксплуатации.
В 2018 году КГА и Санкт–Петербургский союз дизайнеров провели конкурс дизайн–проектов остановочных павильонов. Победил проект студии промышленного дизайна "Форма" Дмитрия Мареева. Был разработан дизайн инновационных павильонов в стандартном и "умном" вариантах с подсветкой, подключением USB и световыми информационными табло. Базовый изготовитель на территории России — петербургская производственная компания "Фавор–Гарант".
“
"Эти павильоны, с моей точки зрения, являются лучшими по дизайну и соответствию необходимым стандартам. Все панели у них выполнены из ударопрочного стекла, верхние плоскости затемнённые. Главное отличие в том, что они устанавливаются на двух точках. На узких тротуарах, которых в центре Петербурга достаточно много, очень важно обеспечить возможность беспрепятственного прохода пешеходов и уборочной техники. Павильоны, имеющие четыре точки, этого сделать не могут", — говорит председатель правления Санкт–Петербургского союза дизайнеров Сергей Дужников.
С 2022 года на улицах Петербурга устанавливали три варианта новых павильонов: "Стандарт", "Стандарт облегчённый" и "Облегчённый". Они отличаются друг от друга наличием боковых стёкол и их размером. Затем были введены ещё два типа: "Закрытый" и "Облегчённый–1300". Второй был предназначен как раз для узких тротуаров. Их должны были установить в 2024 году, однако почти все адреса перешли на следующий год.
"Вариант исполнения конструкции определяется индивидуально исходя из существующих параметров посадочной площадки и возможного места монтажа павильона ожидания в её пределах. Учитываются ограничения и запреты, предусмотренные требованиями нормативных документов, включая правила охраны подземных инженерных коммуникаций", — прокомментировали в пресс–службе комитета по благоустройству.
Вместо "умных"
Новые городские павильоны предполагают установку дополнительного оборудования системы "Умный город". Согласно техническому заданию, в неё входят камеры видеонаблюдения, электронное табло, подсветка, USB–зарядки, Wi–Fi, лайтпостер, лайтбокс вместо бокового стекла, система "Говорящий город" и другие элементы. То есть стандартные остановки теоретически в любой момент могут стать "умными".
Как рассказали "ДП" в пресс–службе СПб ГКУ "Организатор перевозок", павильоны оснащают дополнительным оборудованием комитет по информатизации и связи и комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации.
"Наличие всех перечисленных элементов оснащения возможно при взаимодействии нескольких исполнительных органов государственной власти и наличия технической возможности", — добавили в ведомстве.
Согласно информации на сайте изготовителя, полностью оборудованный павильон можно встретить, например, на остановке "Московский вокзал". Однако, как убедилась корреспондент "ДП", по состоянию на июнь 2025 года внешний вид конструкции отличается от фотографий на сайте. Здесь действительно установлены система видеонаблюдения и кнопки экстренного вызова, но отсутствует электронное табло. По данным режима "Зеркала" в "Яндекс.Картах", его сняли прошедшей зимой.
Корреспондент "ДП" также не обнаружила павильона с LED–экраном и онлайн–табло на остановке "Станция метро “Московская”" на пересечении с Алтайской улицей. О его установке сообщалось в феврале 2025 года. Проект является пилотным и запускался в тестовом режиме.
При этом большинство павильонов по–прежнему остаются в стандартном исполнении. На них нередко жалуются: отсутствие подсветки затрудняет читаемость информационного оборудования, так как оно выполнено в тёмном стиле.
“
"Мировой, да и московский опыт показывают, что светлые тумбы в тёмное время суток работают как лампа — они засвечивают всё вокруг себя. Нет гарантий, что информация хорошо прочитается. Только подойдя вплотную, можно что–то рассмотреть. Это первая причина, почему было выбрано тёмное решение. Во–вторых, у Петербурга должен быть свой узнаваемый стиль. Если все будут делать маршруты одинаково на белом листе, это не очень здорово", — объясняет Сергей Дужников.
От дождя не спасут
При этом проблемы с дождём и ветром после замены павильонов никуда не исчезли. Городской проектировщик Даниил Воронин считает, что причина — в самой конструкции.
"У остановочных павильонов большие щели между потолком, верхней панелью, боковыми стенками. Косой дождь, который в Петербурге достаточно часто идёт, всё равно будет накрывать пассажиров. Прошлым летом проводил в своём telegram–канале опрос, как люди относятся к новым остановкам, и большинство высказались против", — говорит он.
В Санкт–Петербургском союзе дизайнеров на это возражают, что человек обычно ждёт транспорта от 5 до 10 минут и остановки не подразумевают полного и абсолютного укрытия людей.
"Типовая конструкция павильона ожидания открытого типа со стеклянными стенами соответствует нормативным требованиям, в том числе по климатической зоне, и может применяться в Санкт–Петербурге. Необходимо также учитывать, что не на всех остановочных пунктах можно установить конструкции с боковыми стенами", — подчеркнули в пресс–службе комитета по благоустройству.