Московский совладелец крупнейшей в Петербурге частной проектной судостроительной компании ПКБ "Петробалт" потерял половину своего бизнеса.
Из 11 компаний академика Российской академии естественных наук Виталия Кеонджяна две ликвидированы, одна находится в стадии ликвидации, одна банкротится, ещё у одной появился новый владелец.
Самоликвидация, продажа, банкротство
В середине апреля решение о ликвидации московского ООО "Интеллидженс" приняла владелица его 90% Екатерина Толкунова. Основной вид деятельности компании — маркетинговые и социологические исследования, она существует с 2005 года, 10% в ней принадлежат "Группе Альянс" Виталия Кеонджяна. В 2015 году "Интеллидженс" дважды участвовал в конкурсах на заключение договора на оказание услуг в области корпоративных коммуникаций, а также развития связей с общественностью, которые проводил Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского.
Месяцем ранее завершилась ликвидация ООО "ГГМ–внедрение", "дочки" Государственного геологического музея им. В. И. Вернадского РАН. Компания зарегистрирована в Москве в 2018 году, в качестве основного вида деятельности указала научные исследования и разработки в области естественных и технических наук. "Группе Альянс" Виталия Кеонджяна принадлежали в ней 80%.
В январе завершилась процедура ликвидации столичного строительного ООО "Марера Девелопмент". О деятельности этой компании публичных сведений нет, она целиком принадлежала Виталию Кеонджяну и его "Группе Альянс". Бывший генеральный директор и потом ликвидатор "Мареры" Мария Котова с апреля 2022 года возглавляет специализирующееся на строительных проектах ООО "Мир Девелопмент".
В прошлом ноябре Арбитражный суд Томской области признал банкротом ООО "Сибинтернефть". Компания специализируется на добыче нефти, инициатором банкротства выступила сама "Сибинтернефть", которая не справилась с долгами перед томскими "Империал Энерджи Лимитед" и "Норд Империал" — всего на 2,7 млрд рублей. Банкротный процесс "Сибинтернефти" не завершён, Виталию Кеонджяну принадлежат в ней 0,5%.
А в конце прошлого марта Виталий Кеонджян расстался с ООО "Южный трек". Это оптовый торговец нефтепродуктами, академику Кеонджяну и его "Группе Альянс" компания принадлежала целиком. "Южный трек" существовал в Москве с 2019 года, но публичных следов его деятельности не видно, финансовые показатели не опубликованы. Компанию с момента основания возглавляет Алексей Тишаев, основной владелец петербургского производителя медицинской техники ООО "Медтехникапоинт", чья выручка за 2024 год составила, по данным СПАРК, 1,2 млрд рублей.
От комментариев Виталий Кеонджян отказался. "С незнакомыми журналистами не общаемся", — сказал академик.
SSJ–100 как первая ласточка арабского авиапрома
Помимо перечисленных Виталий Кеонджян владеет компанией "Лаплас", а также долями в ООО "ВПК Консалтинг" (90%) и ООО "Электрорадионавигационная камера" (ЭРНК) (12,5%). "Лаплас" управляет недвижимостью (выручка за 2024 год 21,4 млн рублей), ЭРНК предлагает услуги по ремонту и техническому обслуживанию судового навигационного оборудования и показала выручку за прошлый год 221,7 млн.
Петербургское ООО "Проектно–конструкторское бюро “Петробалт”" — единственная из контролируемых Виталием Кеонджяном через принадлежащее ему ООО "Группа Альянс" компаний, которая не банкротится, не ликвидируется, не продаётся и вообще производит вполне благополучное впечатление. Это один из крупнейших в Петербурге частных проектантов в сфере судостроения, среди проектов которого, в частности, самый мощный в России неатомный ледокол "Виктор Черномырдин". "Группе Альянс" принадлежат в ПКБ "Петробалт" 15%.
Последняя новость про ПКБ "Петробалт" датируется началом апреля. Отраслевой портал "Медиапалуба" сообщил о строительстве на Невском судостроительно–судоремонтном заводе двух научно–исследовательских судов проекта 17050, разработанного ПКБ "Петробалт" по заказу Всероссийского научно–исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии.
ООО "Группа Альянс" — консалтинговая компания, зарегистрированная в Москве в 1997 году. Виталий Кеонджян — её единственный владелец и генеральный директор, выручка "Группы Альянс" за 2024 год составила 47,7 млн рублей. Компания заявляет об участии в геолого–геофизических и океанографических исследованиях, в проектах, связанных с энергетикой, авиа–, вертолёто– и судостроением. На главной странице сайта "Группы Альянс" компания представлена как консультант проекта строительства первого крупносерийного пассажирского самолёта, разработанного в России после распада СССР, — SSJ–100 — и как инициатор переноса его реализации в Объединённые Арабские Эмираты. "Скоро в воздух поднимутся теперь уже эмиратские суперджеты, спроектированные в России, а сам самолёт станет первой ласточкой арабского гражданского авиапрома", — написано на сайте компании.
В мае 2021 года "Группа Альянс" взыскала с ПАО "Научно–производственная корпорация “Иркут”" (производитель суперджетов) 11,4 млн рублей, не выплаченных в рамках договора об оказании консультационных услуг.
Похоже на SPV, но госконтракты опаснее
Партнёр юридической практики консалтинговой компании "Альтхаус" Александр Арбузов отмечает, что наиболее частая причина ликвидации компании — отсутствие экономической целесообразности.
"Цель любого бизнеса — генерация прибыли. Если прибыли нет, а компания требует администрирования, то возникают лишь убытки, от компании избавляются. Другая частая причина — это ликвидация так называемых SPV (Special Purpose Vehicle), то есть юридических лиц, созданных специально под конкретные проекты. Это может быть приобретение какого–то бизнеса, строительство объекта, инвестиции и так далее. SPV создаются, чтобы не подставлять под риски основную компанию владельца. Как только проект осуществлен или, напротив, оказался неуспешным, такое проектное общество часто ликвидируют. Наконец, бывают и специфические причины: геополитические риски, изменение основных направлений бизнеса и прочие", — говорит юрист.
Владелец военно–промышленного холдинга "Кингисеппский машиностроительный завод" (КМЗ) Михаил Даниленко полагает, что большинство самоликвидаций частных компаний сегодня связано с их неудачным взаимодействием с государственными структурами.
"Буквально накануне видел очередной крах компании. Взяли контракт, для получения аванса получили банковскую гарантию, задержали срок, и заказчик в одностороннем порядке расторг контракт и полностью отказался от товара. Результаты — раскрытие банковской гарантии и банкротство компании. Суды охотно встают на сторону заказчиков в случае минимального нарушения сроков. Страдают в этой ситуации исключительно коммерческие структуры — мне неизвестна ни одна госкомпания, которая осталась бы с недоделанным товаром или недостроенным объектом. Планомерно давят только частный бизнес", — говорит владелец КМЗ.
Досье:
ООО "Проектно–конструкторское бюро “Петробалт”" зарегистрировано в Петербурге в 1995 году. У компании четыре собственника: Илья Щербаков (55%), Олег Пшеничный (25%), ООО "Группа Альянс" Виталия Кеонджяна (15%) и Надежда Романова (5%). "Петробалту" принадлежит 31% долей ООО "Петронед", 49% которого у Cadmatic B. V. из Нидерландов. "Петронед" специализируется на инженерных изысканиях. "Петробалт" свои финансовые результаты не публикует.