Маркетплейсы вывели из–под моратория на проверки

Автор фото: ТАСС

Правительство сняло мораторий на проверки аккредитованных IT–компаний. Причиной стали якобы жалобы на маркетплейсы и сервисы, которые, по мнению ФАС, монополизируют рынок.

Правительство РФ выпустило на прошлой неделе постановление, которым отменило мораторий на антимонопольные проверки IT–компаний из списка аккредитованных Минцифры. Причиной снятия моратория, как прокомментировали в Федеральной антимонопольной службе (ФАС), стали многочисленные жалобы на нарушения со стороны цифровых гигантов, в том числе жалобы поступали от потребителей и представителей малого и среднего бизнеса.
"Исключение антимонопольного контроля из моратория позволит эффективно бороться со злоупотреблениями доминирующим положением, защитить права и интересы граждан и предпринимателей, поспособствует развитию отрасли в условиях добросовестной конкуренции", — заявили в антимонопольном ведомстве.
В Минцифры уточнили, что снятие моратория коснётся лишь "крайне маленького состава участников IT–рынка". В частности, к ним относятся компании, которые обладают цифровой платформой, имеют выручку более 2 млрд рублей, а доля сделок между покупателем и продавцом должна быть более 35% от всех транзакций на данном рынке. Действовать постановление правительства начало 24 марта.

Режим обсуждения и убеждения

У ФАС неоднократно возникали претензии к маркетплейсам Ozon и Wildberries, а также к сервису "Яндекс.Такси". Службу беспокоило их ценообразование и доминирование на рынке.
Так, в конце января 2024 года ФАС установила "коллективное доминирующее положение Wildberries и Ozon". Антимонопольщики пришли к выводу, что обе компании вместе занимают 80% рынка. При этом ведомство не пояснило, о каком конкретно рынке идёт речь — о ретейле в целом или об электронной коммерции. Кроме того, в ФАС не пояснили, по каким критериям оценивались обе компании. Тем не менее в службе заявили, что на маркетплейсы поступают жалобы от контрагентов и потребителей. Чаще всего они касаются завышения логистических затрат, навязывания невыгодных условий, начисления штрафов.
В феврале замруководителя ФАС Пётр Иванов заявил, что у ведомства есть "серьёзные замечания" к "Яндекс.Такси": в службу поступило более 300 жалоб от пассажиров и водителей, которые были связаны со стоимостью поездок и блокировками водителей и пассажиров в приложении. По оценке ФАС, компания также заняла 80% рынка.
В начале марта глава ФАС Максим Шасколький заявил, что снятие моратория на контроль за аккредитованными IT–компаниями позволит проводить проверки в том числе маркетплейсов и агрегаторов. По его словам, всё это время антимонопольщики работали с компаниями "в режиме обсуждения и убеждения". "Ряд замечаний они устранили, но, конечно, там, где для них принципиальные вещи, они упирались", — добавил он.
21 марта ФАС заявила, что может применить меры в отношении "Яндекса" из–за тарифов такси. "У нас есть диалог с компанией “Яндекс”, по тарифам у нас есть некоторые вопросы к ним. Если мы не сможем найти адекватного решения, возможно, будут приняты меры антимономольного реагирования", — заявил начальник отдела информационных технологий управления связи и информационных технологий ФАС Станислав Котельников.

В диалоге с ФАС

"Мы соблюдаем требования антимонопольного законодательства, поэтому отмена моратория на проверки бизнеса не окажет негативного влияния на нашу деятельность", — заявили "ДП" в Ozon.
В компании отметили, что в последние месяцы она наблюдает рост регуляторных инициатив, которые направлены на жёсткое регулирование ecom–отрасли. "Последствия такого подхода ощутят на себе все участники рынка: не только платформы, но и сотни тысяч предпринимателей и миллионы покупателей. Рынок утратит свойственную ему гибкость, что отразится на темпах роста. Проверка бизнеса, в свою очередь, может стать балансирующим фактором, который сможет выявлять проблемные точки конкретных игроков, но позволит избежать чрезмерного регулирования отрасли", — добавили в компании.
В Wildberries отметили, что всегда соблюдали антимонопольное законодательство. "Отмена моратория не скажется негативно на деятельности компании. Wildberries соблюдает антимонопольное законодательство, в своих практиках стремится к соблюдению баланса интересов сторон платформенного бизнеса. В режиме саморегулирования Wildberries всегда прислушивалась к рекомендациям ФАС и добросовестно исполняла их, находя компромиссное решение".
В "Яндексе" не смогли оперативно ответить на запрос "ДП".

Дискриминация запрещена

"У ФАС сегодня есть все необходимые механизмы для проведения проверок. При этом, на наш взгляд, важно сначала посмотреть, как будут реализованы новые инструменты антимонопольного контроля после снятия моратория, и убедиться в их эффективности. И только после этого следовало бы принимать взвешенные решения о необходимости дополнительного контроля, в частности для маркетплейсов", — замечает президент Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ) Артём Соколов.
Большинство мер реагирования на ситуации, которые могут беспокоить продавцов или других партнёров площадок, уже предусмотрены законодательством, подчёркивает он. Например, запрещена дискриминация, навязывание услуг, необоснованное ценообразование и т. д. "Выявление и пресечение нарушений в конкретной ситуации гораздо эффективнее создания нового и сложного регулирования", — добавляет собеседник "ДП".
По данным АКИТ, доля интернет–торговли в общем объёме розничных продаж сегодня составляет менее 14%. При этом на долю всех маркетплейсов, включая нишевые и специализированные, приходится 57% всех покупок в интернете, то есть порядка 7% в общем объёме розничных продаж.
"В отличие от магазинов розничных сетей маркетплейс представляет собой прежде всего виртуальную витрину, куда свои предложения выставляют независимые продавцы, и именно они определяют стоимость своих товаров. Благодаря такой специфике самой бизнес–модели на этом рынке сложилась высококонкурентная среда, а покупатели имеют возможность видеть разные ценовые предложения и выбирать для себя наиболее привлекательные", — заключает Артём Соколов.
Венчурный инвестор основатель ГК ITGlobal.com Дмитрий Гачко замечает, что никакого эффекта — ни положительного, ни отрицательного — малый и средний IT–бизнес от отмены моратория не ощутит. "Вместе с тем справедливости ради нужно отметить, что и до введения моратория весной 2022 года сфера не была перегружена проверками", — добавляет он.
Отмена моратория продиктована конкретными жалобами со стороны ущемлённых участников рынка и касается только узкого сегмента IT–компаний. В целом это хороший признак того, что правительство слышит, реагирует и, что важно, учится более тонкому регулированию, считает заместитель генерального директора по стратегическим проектам компании "Обит" Михаил Телегин.