Жители Петербурга стали больше тратить на букеты. К 8 Марта средний чек в цветочных магазинах вырос примерно на 20% по сравнению с прошлым годом.
Традиционно накануне 8 Марта цветочные магазины поднимают цены на букеты и фиксируют резкий рост числа покупок. Тем временем импортозамещения на рынке пока не случилось, доля отечественных производителей в магазинах не превышает 15%. Эксперты отрасли считают, что для улучшения ситуации необходимы усиление государственной поддержки и пересмотр ставки таможенной пошлины для цветочной продукции.
Сколько петербуржцы тратят на цветы
По данным сервиса для приёма платежей "ЮKassa", с 1 по 21 февраля 2024 года средний чек в цветочных магазинах Петербурга составил 5469 рублей. Это на 18% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Оборот цветочных магазинов города вырос на 42% год к году, а количество транзакций увеличилось на 20%.
По данным аналитического ресурса "Чек Индекс" компании "Платформа ОФД", траты на цветы в Петербурге выросли на 16% год к году. В феврале средний чек букета цветов составил 3050 рублей. В онлайне средний чек — 4780 рублей, на 17% выше уровня прошлого года.
Читайте также:
Торговля
Цветы в Петербурге подорожали на 20% за год
В компании отмечают, что розничный ценник на цветы поднимается не только на фоне роста закупочных цен, но и за счёт увеличения издержек предпринимателей на упаковку, расходные материалы, аренду помещений, оплату труда сотрудников и другие нужды. По сравнению с прошлым годом число покупок выросло на 6%. В компании добавляют, что исходя из статистики, которая ведётся с 2017 года, количество покупок цветов в марте превышает февральские показатели в 20–25 раз.
“
"Перед праздниками каждый продавец сам решает, как ему поступить с ценами. Мы делаем индексацию на 10% перед 14 февраля и уже не спускаем её до следующего праздника. И накануне 8 Марта, чтобы стимулировать предзаказы, мы поднимаем цены ещё на 10%. Это делается, чтобы реализовать то, что заказал магазин", — поясняет руководитель интернет–магазина L’flowers.ru Евгений Лелль.
Эксперты отмечают, что в прошлом году отчётливо наблюдался перенос части праздничного спроса с Дня влюблённых на Международный женский день. Аналогичная картина повторяется и в этом году, что с большой вероятностью обеспечит превышение показателей продаж цветов на 8 Марта в количественном и денежном выражении.
В "Чек Индекс" уточняют, что основной цветочный спрос удовлетворяет несетевая розница. Всё больше таких торговых точек используют онлайн–каналы продаж. Количество покупок, совершённых через интернет, увеличилось на 41%. В том числе в Сети активно развивается сегмент массовых закупок — для корпоративных нужд, школ и т. д.
В феврале на первом месте по частоте покупок — розы. В топ–3 также входят хризантемы и гвоздики. Массовые продажи тюльпанов начинаются, как правило, в марте.
“
"Фаворитом у россиян продолжает быть роза, на этот цветок приходится более 50% общего объёма потребления. Показатели продаж в цветочной отрасли очень предсказуемы. Иногда мы слышим про социальные акции вроде пожертвований в тот или иной фонд вместо букетов (к 1 сентября, например). Однако они носят настолько локальный характер, что никак не отражаются на показателях рынка", — добавляет исполнительный директор Национальной ассоциации цветоводов Виктория Крылова.
Откуда везут цветы в Петербург
Представители рынка рассказывают, что главным поставщиком для цветочных магазинов остаются цветочные биржи Голландии. Лидерство по снабжению продавцов товаром также сохраняют Италия, Кения и Эквадор. Если говорить об отечественных поставках, петербургские магазины активно закупают розы из Краснодара.
Сейчас продавцы испытывают неудобство с импортом цветов, однако заменить зарубежный товар на данный момент нечем. Одна из ключевых проблем — увеличение сроков доставки, которое может быть весьма критично для скоропортящегося продукта.
“
"Всё дольше и дольше едут фуры из Голландии. Раньше цветы поступали из Амстердама за 4 дня после заказа. В последнее время закрываются разные пропускные пункты, из–за чего меняется логистика. В итоге цветы доезжают к нам за 8 дней", — говорит Евгений Лелль.
Виктория Крылова уверяет, что, несмотря на изменение логистики, решающим фактором в ценообразовании является таможенный тариф, который составляет 5% (либо 3% для стран с тарифными преференциями).
Другая проблема — запреты на транспортировку ветвей растений. Евгений Лелль объясняет: в условиях санкций цветы и ветви деревьев нужно растаможивать отдельно, поскольку они относятся к разным категориям товаров. Из–за этого декоративные добавки, такие как эвкалипт или фисташка, становится сложно достать, а эти позиции крайне важны для классического магазина.
Магазины делают выбор в пользу зарубежного цветка, и потому что отечественные производители пока могут предоставить очень ограниченный ассортимент.
"Мы находимся на рынке 13–й год, и у нас большой пул постоянных клиентов. Покупатели уже привыкли к тому, что у нас представлен нестандартный ассортимент. А в Ленобласти выращиваются только розы и тюльпаны. Краснодарский же цветок зависит от сезона. В Голландии мы можем заказать любой цветок вне зависимости от времени года, не переживая за его качество", — подчёркивает руководитель студии цветов Secret Наталья Прощенок.
Какие цветы выращивают в Ленинградской области
Ленинградская область производит больше 10% роз в стране. В регионе находится одно из крупнейших предприятий по цветочному производству "Новая Голландия". Однако доля российских производителей на петербургском рынке уже не первый год держится на уровне только 10–15%.
Эксперты обращают внимание, что российские цветы не дешевле. Из–за тяжёлого климата производители вынуждены сильнее топить теплицы, и в итоге при том же качестве цена получается выше. Даже с учётом того, что голландские цветы нужно транспортировать и растаможивать.
"У рынка, может, и есть запрос на отечественные цветы, но сейчас производственных мощностей не хватит, чтобы его удовлетворить. Цветы, которые выращиваются в Краснодаре и Мордовии, скорее всего, полностью обеспечивают местный рынок", — говорит руководитель L’flowers.ru.
"Об импортозамещении в цветочной отрасли говорить не приходится. Для увеличения доли российского цветка на нашем рынке требуется усиление государственной поддержки — увеличение срока льготного кредитования для сельскохозяйственных предприятий, а также пересмотр ставки таможенной пошлины для цветочной продукции", — утверждает Виктория Крылова.
В Белоостровском питомнике растений добавляют, что основная проблема заключается в производстве луковиц.
В Ленинградской области нет подходящих условий для выращивания посадочного материала, но в более солнечных и тёплых регионах разведение возможно. Однако пока сохраняется зависимость от зарубежных поставок.