Результаты исполнения бюджета Петербурга за первое полугодие свидетельствуют: городская казна наполняется без сбоев. Впрочем, в 2022–м уже к началу июля был выполнен годовой план поступлений по важнейшим налогам. Сейчас сборы более скромные.
Начинался год довольно тревожно. Исходя из предварительных итогов исполнения бюджета Петербурга в феврале 2023 года следовало, что доходы за 2 месяца составили 7,6 млрд рублей, что вчетверо меньше, чем в феврале 2022–го. При заявленных расходах в 119 млрд рублей дефицит на начало марта превысил 71 млрд рублей, а это примерно половина годового лимита. Комитет финансов тогда призывал воздерживаться от панических настроений. Чиновники сослались на новый порядок уплаты налогов и единый налоговый счёт (ЕНС), из–за которого средства поступают в региональные бюджеты немного позднее, чем прежде.
Уже через месяц ситуация выправилась. По итогам I квартала оказалось, что в городскую казну поступило 271,8 млрд рублей, из которых 89% — налоговые платежи.
По итогам первого полугодия 2023 года в бюджет поступило 543,5 млрд рублей. Расходы составили 461 млрд, профицит — 82,2 млрд.
Монополист ни при чём
План поступлений одного из основных источников доходной части городской казны — налога на прибыль — на начало июля был выполнен на 59,3%. В абсолютных цифрах это 220,5 млрд рублей. Если следовать логике пропорций, это очень хорошее достижение за 6 месяцев. При сохранении темпов поступлений план по сборам этого налога, заложенный при утверждении бюджета в декабре 2022-го, будет перевыполнен. Впрочем, по итогам первого полугодия 2022 года годовой план по поступлениям налога на прибыль был перевыполнен аж на 113%. Тогда казна отчиталась о поступлении 318,5 млрд из запланированных на весь 2022 год 281,9 млрд.
Впрочем, на текущий год чиновники заблаговременно заложили падение сборов от налога на прибыль на 21% год к году, с 469 млрд в прошлом до 372 млрд рублей в текущем. Косвенно здесь может быть виноват "Газпром". Согласно его финансовой отчётности по РСБУ, чистая прибыль монополиста по итогам минувшего года по сравнению с 2021–м упала в 3,6 раза, с 2,7 трлн до 747 млрд. Расходы по налогу на прибыль у него также пропорционально снизились, с 522 млрд до 289 млрд рублей. Какая часть из этих денег достаётся Петербургу (из ставки налога на прибыль 20% в стандартном варианте 3% уходит в федеральный, 17% — в региональный бюджет, но есть различные виды региональных льгот, вплоть до ставки 0%), неизвестно.
После отмены института консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) с 1 января 2023 года, куда и входил "Газпром", город мог потерять, по разным оценкам, 70–100 млрд рублей налогов. Предполагалось, что выпадающая часть будет компенсирована из федерального бюджета. Пока же из официальных цифр и планов видно, что именно налога на прибыль ожидается получить на 97 млрд рублей меньше по сравнению с 2022-м.
С другой стороны, Петербург получил газового монополиста в августе 2021 года, когда компания сменила свой юридический адрес с московского на петербургский. И это сразу же отразилось на доходной части бюджета: она была скорректирована в большую сторону на 25% уже в 2021-м и ещё на 37% — в 2022-м. Но опять же косвенно чиновники говорили только об условных 40 млрд рублей прибавки в налоговую копилку от газовой отрасли (точные цифры держатся в секрете со ссылкой на пресловутую налоговую тайну). Тогда как доходная часть в абсолютном выражении выросла в 2021–м на 165 млрд и на 300 млрд — в 2022-м. Другой основной вид источника бюджета Петербурга — налог на доходы физических лиц. Его доля в доходной части бюджета на 2023 год составляет 39%. И по нему видно отставание от графика: на 1 июля в бюджет поступило всего лишь 42% от запланированных объёмов за год (405 млрд). При этом по этой статье город прогнозирует прирост поступлений на 3% по сравнению с 2022 годом, или чуть более 10 млрд.
Напрашивается вывод — Росстат с динамикой прироста средней заработной платы в городе немного спешит: с января по апрель текущего года, по его данным, она выросла на 15%, превысив 92,3 тыс. рублей (информация публикуется с задержкой в несколько месяцев).
Быстрее тратить
Расходная часть бюджета–2023 утверждена на 12% больше по сравнению с прошлым годом, в размере 1,195 трлн рублей. На 1 июля из них уже было освоено 461 млрд, или 38%. В прошлом году на отчётную дату процент освоения бюджета был таким же — 38%, но в абсолютных цифрах меньше на 100 млрд — 365 млрд рублей.
Адресная инвестиционная программа (АИП) в первом полугодии исполнена в большем практически в 2 раза размере, чем годом ранее. Так, из отчёта главы комитета по экономической политике и стратегическому планированию (КЭПиСП) Алексея Зырянова в Смольном следует, что в абсолютном выражении в январе–июне 2023 года в рамках АИП освоено 49,4 млрд рублей (24,4% от общего лимита на 2023 год) против 18,7 млрд в 2022 году. Годом ранее по итогам 6 месяцев исполнение составило 13,1%. "Рекордное за всю историю АИП исполнение по приобретению жилья обеспечено комитетом имущественных отношений, +36,5% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, кроме того, на 4,6% увеличилось освоение общего лимита комитетом по строительству и на 12% комитетом по энергетике", — отметил Зырянов.
При этом только по соцполитике по итогам первого полугодия годовой план выполнен на 50%, по здравоохранению и образованию — на 47%. По всем остальным программам — около трети и ниже.
В КЭПиСП отметили, по итогам января–мая 2023 года экономика Петербурга по большинству ключевых показателей демонстрирует положительную динамику, что позволяет говорить, что первый этап адаптации городской экономики к новым условиям пройден. По итогам 5 месяцев индекс промышленного производства (ИПП) составил 102,7% к уровню января–мая 2022 года. В обрабатывающей промышленности также зафиксирован рост на 4%.
"Несмотря на введение санкционных ограничений со стороны иностранных государств, положительная динамика отмечается в большинстве отраслей промышленного производства. Рост ИПП отмечен в производстве одежды (на 98,1%), компьютеров, электронных и оптических изделий (на 35,6%), готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (на 31,2%), пищевых продуктов (на 2,3%)", — сообщили в КЭПиСП. Чиновники отмечают, что финансовые итоги первого полугодия 2023 года свидетельствуют о хорошем темпе исполнения годового плана по доходам и показателен рост почти на 30% поступлений по налогу на прибыль по основному кругу организаций — бизнес стабильно работает и развивается.
Взаймы не берут
Госдолг Петербурга за полугодие вырос на 10,7 млрд рублей и превысил 99 млрд рублей. Из этой суммы 79 млрд приходится на облигационные выпуски, ещё 20 млрд — кредиты из других бюджетов. На обслуживание долга (погашение купонов бондов и выплата процентов) запланировано 6,9 млрд рублей. Соотношение затрат на обслуживание долга к доходной части составляет 0,3%, тогда как предельная планка зафиксирована в 2,2%, то есть может быть увеличена ещё в 7 раз (до 23 млрд). Сам госдолг на сегодня достигает 9,7% от доходной части бюджета при максимальной планке 18,6% (то есть город может набрать долгов до 195 млрд рублей). Значит, возможности для манёвра на случай непредвиденной ситуации у города остаются.
“
Любые статистические данные важно смотреть в динамике. Сравнение этого года с 2022–м даст картину адаптации экономики к условиям внешнего санкционного давления. С ещё более ранними периодами — позволит оценить долгосрочный характер развития экономики города. Чтобы сформировать качественное мнение, необходимо анализировать статистику не только в стоимостном, но и в натуральном выражении, чтобы исключить инфляционный фактор. В частности, индекс промышленного производства является таким показателем, он отражает изменение физического объёма производимой продукции. Бюджетная статистика — одна из важнейших как для органов госвласти, так и для предпринимателей и жителей Петербурга. Ключевой показатель — налоговые поступления, в первую очередь по налогу на прибыль и НДФЛ. Именно от их уровня и динамики зависит способность города исполнять свои расходные, прежде всего социальные и инвестиционные, обязательства. Стоит обратить внимание на уровень исполнения бюджета: он показывает, в каком объёме фактически поступили средства на бюджетные счета и произведены расходы по сравнению с ранее запланированными цифрами. Исполнение по доходам на уровне 52% говорит об устойчивости бюджетной системы города, способности правительства выполнить взятые обязательства по социальным выплатам, строительству объектов инфраструктуры, реализации мер поддержки бизнеса и населения.
Дмитрий Панов
председатель профильной комиссии по инвестициям Законодательного собрания Санкт–Петербурга
“
Позитивные данные Петростата отражают общероссийский экономический восстановительный тренд. Так, годовой рост промпроизводства в мае ускорился в стране до 7,1% против 5,2% в апреле. В добывающей отрасли объём производства увеличился на 1,9% год к году по сравнению с ростом на 3,1% в апреле из–за эффекта высокой базы сравнения, а в обрабатывающей — на 12,8% против 8% месяцем ранее. Улучшение динамики в обрабатывающей отрасли обеспечили такие сегменты, как машиностроение, металлургия, производство электронного и электрического оборудования. По итогам года можно ожидать увеличения индекса промышленного производства на 2,5%. Рост промпроизводства связан прежде всего со значительными бюджетными вливаниями в российскую экономику. При этом по итогам первых 5 месяцев 2023 года значительно превышен запланированный уровень дефицита бюджета. Впрочем, в июне его доходы выросли на 29,8% год к году, до 2,6 трлн рублей. За первое полугодие 2023 года было потрачено 15 трлн рублей, или 51,5% от запланированного объёма. Ожидается, что расходы в текущем году окажутся в пределах плана (29,1 трлн). В июне бюджет был сведён с профицитом 4 трлн рублей на фоне сокращения расходов и увеличения доходов не от нефти и газа. В результате дефицит за полугодие сократился до 2,6 трлн. Это соответствует нашему прогнозу бюджетного дефицита на весь год: 4 трлн рублей, или 2,5% ВВП.
Олег Рябов
доцент кафедры экономики РАНХиГС Санкт–Петербург
“
Наибольшее влияние на исполнение бюджета Петербурга в 2023 году оказывают нововведения федерального налогового и бюджетного законодательства. Самыми сложными месяцами для нас были январь и февраль. Однако благодаря заблаговременно сформированной подушке финансовой безопасности правительство города обеспечило бесперебойное исполнение всех обязательств. Подводя итог полугодия, видим, что ситуация с наполняемостью бюджета стабилизировалась. Несмотря на неординарные условия и сложности в начале года, 52% от годового плана по доходам исполнено. Фиксируем также рост контрактации и финансирования всех предусмотренных бюджетом направлений. В приоритете, как и всегда, социально значимые отрасли.
Светлана Енилина
председатель комитета финансов Санкт–Петербурга