Кабмин утвердил стратегию развития беспилотной авиации РФ до 2030 года

Автор фото: Сергей Ермохин
Презентация беспилотника "Добрыня" на Обуховском заводе. Петербург, май 2023 года.
Российское правительство утвердило стратегию развития беспилотной авиации (БАС) в стране до 2030 года, главная цель которой — создание новой отрасли экономики, связанной с созданием и использованием гражданских беспилотников.
Основой для формирования отрасли может послужить уже имеющийся опыт использования беспилотных авиационных систем, отметили в пресс-службе Кабмина в среду, 28 июня. В документе указаны пять ключевых направлений для развития беспилотной авиации:
  • стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы;
  • разработка и серийное производство систем, создание крупных производственных центров для внедрения новых технологий;
  • развитие инфраструктуры, строительство аэродромов, вертодромов и дронопортов;
  • подготовка кадров;
  • фундаментальные и перспективные исследования.
В правительстве обратили внимание, что беспилотники уже используются, в частности, для инспекции состояния энергосетей. При этом применение БПЛА позволило сократить срок таких проверок в 5 раз.
"Вовремя выявленные повреждения снизили риск возникновения аварий на сетях в 8 раз. В картографии и кадастре использование беспилотников уменьшило стоимость комплексных работ на 20%. В сфере экологического контроля БАС позволяют выявлять в 4 раза больше нарушений при том же штате инспекторов", — отметили в Кабмине.
В дальнейшем беспилотники планируют применять в сельском хозяйстве, строительном надзоре, для доставки грузов в труднодоступные районы, а также при создании и актуализации геопространственных баз данных.
До конца 2023 года, в соответствии с ключевыми направлениями стратегии, в России начнут создавать систему научно-производственных центров компетенций и испытаний в сфере беспилотных авиасистем. При этом предполагается, что общий объём рынка беспилотных авиасистем в России превысит 50 млрд рублей уже до конца 2023 года, отметили в правительстве.
Разработка учебных модулей и основных курсов обучения по БАС, а также их внедрение в программы общего, среднего, профессионального и высшего образования (эти мероприятия необходимы для формирования кадрового резерва специалистов) должны начаться в следующем году.
Минувшей зимой "ДП" рассказывал, что Петербург намерены превратить в ведущий центр по развитию беспилотных технологий. Опрошенные "ДП" эксперты считают, что город идеально подходит для этой задачи, однако главная проблема заключается в отсутствии нормативной базы.
Несколько недель назад президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости массового внедрения машин-беспилотников в России, напомнив о запуске беспилотных КамАЗов по трассе М-11 из Петербурга в Москву. Для езды по открытым дорогам производитель подготовил шесть беспилотных машин, в следующем году рассчитывается выпустить ещё 12 транспортных средств.