Близкий к центру Василеостровский район имеет ещё достаточно земель под редевелопмент. Параллельно с вложением средств в строительство жилья, бизнес занимается и развитием смежных территорий. "ДП" изучил, как предприниматели делают жизнь на острове комфортнее и интереснее.
Есть, где развернуться
Последние годы в разных местах Васильевского острова ведётся активное жилищное строительство. Новые дома появляются как на намывных территориях, так и на месте бывших промышленных площадок. Несколько лет назад на территории Сталепрокатного завода между 25-й, Косой и 26-й линиями был построен крупный жилой квартал, начинается "перезагрузка" площадок завода "Севкабель" на Кожевенной линии, территории НИИ радиоаппаратуры между Галерной гаванью и Наличной улицей.
На фото: ЖК "Палацио" на пересечении 25-й, Косой и 26-й линий
Ещё один большой квартал премиум-класса строится на месте специального конструкторского бюро котлостроения на набережной Лейтенанта Шмидта около ледокола "Красин". В будущем жильё появится на месте бывшего выставочного комплекса "Ленэкспо", также ждут преобразований территории за Галерной гаванью.
Не на всё готовое
Как рассказала руководитель Консалтингового центра "Петербургская Недвижимость" Ольга Трошева, помимо вышеперечисленных крупных проектов квартальной застройки, в Василеостровском районе на территориях не столь больших предприятий возводится достаточное количество более "точечных" жилых комплексов, состоящих из одного или нескольких корпусов. Такие проекты, как жилые, так в формате апартаментов, есть в окрестностях метро "Приморская", например, на Уральской улице.
"Как правило, новое строительство в исторической части Василеостровского района ведётся на месте предприятий, которые давно не работали. Их территории никогда не были никому открыты, находились за забором. Когда вместо таких утративших свой функционал промзон появляются жилые комплексы и новые общественные пространства, это выигрышно и интересно для горожан, в особенности, когда речь идёт о набережных", — объясняет руководитель архитектурной студии "Интерколумниум" Евгений Подгорнов.
С новым строительством в сложившихся кварталах повышается и потребность в социальной инфраструктуре. Что-то строится на бюджетные деньги: в 2020 году Смольный ввёл в эксплуатацию новые садики на Морской набережной и на улице Кораблестроителей. Но часть обязательств по обеспечению жителей всем необходимым выполняют как раз девелоперы. Например, холдинг Setl Group построил и оборудовал детские сады на 26-й линии и Малом проспекте, также застройщик оплатил ремонт и оснащение трёх корпусов школы для детей с ограниченными возможностями на Среднем проспекте.
На фото: Детский сад на 26-й линии
Не одной Кунсткамерой
На месте бывших промзон Васильевского острова появляются не только новые жилые проекты и социальная инфраструктура, но и культурные учреждения. На 29-й линии находится один из лучших частных музеев Петербурга — "Эрарта". В его собрание входят произведения, созданные российскими художниками во второй половине XX — начале XXI веков. Также там проходит множество временных выставок.
Временная выставка в музее "Эрарта" (архив "ДП")
В будущем на Васильевском появится и крупнейший в мире музей электрического транспорта. Его хотят создать путём обновления и расширения существующей экспозиции на территории трампарка на Среднем проспекте. Концепция архитектурного бюро "Студия 44" предполагает сохранение трёх исторических депо, которые объединят проходом. Экспозиция расскажет о развитии рельсового и электрического транспорта. Также появится маршрут детского трамвая с депо, ремонтной зоной и остановками для квестов. Недавно "Горэлектротранс" объявил конкурс на проект реконструкции старинных зданий.
Пристойные развлечения
Одним из самых известных культурно-развлекательных центров Петербурга стал "Севкабель Порт" на Кожевенной линии Васильевского острова. На территории завода "Севкабель" разместилось множество баров и ресторанов, проходят маркеты, концерты и выставки. С каждым годом площадка продолжает развиваться и расширяться.
По словам создателей "Севкабель Порта", ориентиром для развития проекта послужил европейский опыт освоения промышленных зон в Хельсинки, Амстердаме, Стокгольме и других крупных городах, где на месте верфей, фабрик и складов открылись современные пространства, которые сочетают исторический, архитектурный и социальный контекст, а также деловую активность. Визитной карточкой проекта стала пешеходная набережная с видом на Финский залив, которым прежде могли любоваться только работники находившихся там предприятий.
На фото: "Севкабель Порт"
По соседству с "Севкабель Портом", тоже на Кожевенной линии, прошлым летом заработало новое пространство "Брусницын". Квартал расположен на месте фабрики купцов Брусницыных и занимает более 3 га бывшего кожевенного производства. На территории пространства есть площадка с благоустроенной набережной, променад, архитектурный коворкинг, музыкальные бары, рестораны. В "Брусницыне" работает выставочный зал площадью 900 м2, на одной из крыш находится открытая концертная площадка.
В 2021 году на Кадетской линии заработал ещё один культурный кластер Васильевского острова — "Вавилов Лофт". Проект собрал на своей территории мастерские художников, ремесленные студии, кафе и рестобары, шоурумы. В управляющей кластером компании BS Art Development Group подсчитали, что каждый день лофт посещают тысячи гостей. Для них резиденты проводят спектакли, тематические вечера и мастер-классы.
Гении места в хороших руках
Неподалёку от "Вавилов Лофта", на Кадетской, 21, тот же BS Art Development Group готовится отреставрировать под креативное пространство старинный особняк Брюллова. Недавно проект, разработанный ООО "Кант", одобрила Государственная историко-культурная экспертиза. В здании разместятся общепит, ретейл, коворкинг и экспозиция по истории особняка и города.
Восстанавливаются на Васильевском острове и более крупные исторические памятники. Сейчас силами Setl Group завершается реставрация и приспособление под современное использование объекта культурного наследия — Канатного цеха с водонапорной башней завода "Красный Гвоздильщик". Проект был разработан известным архитектором и художником Яковом Черниховым. Здание 1930 года постройки выделяется своей композицией, созданной на контрасте протяжённого объёма цеха и доминанты водонапорной башни. Проектирование вёл сам застройщик совместно с ООО "Кант".
На фото: Водонапорная башня завода "Красный Гвоздильщик"
"До начала работ этот памятник был в ужасном состоянии. Здание долгие годы было заброшено, не законсервировано, постепенно приходило в упадок и разрушалось, — рассказала доктор архитектуры, профессор кафедры искусствоведения СПГХПА им. А.Л. Штиглица Маргарита Штиглиц. — Реставрация водонапорной башни, которая является основным элементом всего сооружения, была проведена по всем правилам. Опыт "Красного гвоздильщика" показывает девелоперам, что многие исторические постройки можно приспособить под новые нужды, есть большой диапазон функций, но, конечно, в каждом конкретном случае нужно подходить индивидуально".
Уже сделанное компания продолжит специальной программой — "Setl Group — Васильевскому острову". Параллельно с реставрацией зданий "Красного Гвоздильщика", холдинг начал проектные работы по ремонту особняка конторы Парамонова и котельной на Кожевенной линии, также готовится концепция по сохранению, реставрации и приспособлению под современные нужды объекта культурного наследия "Комплекс построек кожевенного завода товарищества "И.А. Осипов и Ко" на острове Декабристов.