Банковское обслуживание премиальных клиентов, или Private Banking, вступает в новый цикл развития. Портрет обладателей крупного капитала молодеет, а сервисы, прежде доступные богатым людям, проникают в повседневную жизнь каждого.
Отдельно стоит отметить, что в клиентская база премиум сегмента пополнилась такой категорией как "наследники", поскольку актуальным становится вопрос преемственности и наследования.
Мировая экономическая ситуация, безусловно, повлияла на инвестиционные предпочтения VIP-клиентов кредитно-финансовых организаций. Так, в 2022-м на передний план у тех, кто хотел сохранить свои капиталы, вышли такие принципы, как осторожность и ликвидность. На какой-то момент инвестиционным продуктам большинство клиентов предпочитали классические банковские вклады. Однако уже с конца прошлого года наблюдается планомерный рост интереса к разным инструментам инвестирования.
Для клиентов Private Banking важны сохранение и преумножение имеющихся на счетах средств. Однако в зависимости от портрета клиента и желания рисковать каждый выбирает свой путь. А VIP-менеджер помогает в этом клиентам банка.
На усмотрение специалистов
Существует несколько вариантов доверительного управления капиталами. Достичь желаемой финансовой цели клиент может как через персонального брокера, так и при помощи управляющей компании (УК). В первом случае у клиента сохраняется возможность самостоятельно принимать инвестиционные решения, во втором — использует предложения УК, которая имеет в запасе несколько вариантов уже готовых диверсифицированных продуктов для максимальной защиты и сохранения активов. Например, как рассказали "ДП" эксперты ПСБ, их УК предлагает, в том числе, классические стратегии доверительного управления, специально разработанные под клиента решения, а также управление на индивидуальном инвестиционном счёте для тех, кто хочет иметь двойную выгоду от потенциального роста активов в составе стратегии и гарантированного налогового вычета от государства.
Надежда Плыгун, управляющий VIP-офисом "Дворцовый" Санкт-Петербургского филиала ПСБ
"На сегодняшний день все большим спросом пользуются ОПИФы, на долю которых в Петербурге приходится более 60% от всех инвестиций. Это понятные и доступные инструменты под управлением УК "Промсвязь", приобрести которые можно в нашем мобильном приложении. Мы помогаем клиентам разобраться в основных тенденциях на рынке, проводим тематические бизнес-завтраки. Готовы организовывать индивидуальные консультации с экспертами", — поделилась Надежда Плыгун, управляющий VIP-офисом "Дворцовый" Санкт-Петербургского филиала ПСБ.
Тренды в инвестировании
За последний год количество российских банков, предлагающих вклады в юанях, опередило число тех, кто сохранил в линейке классические депозиты в долларах и евро. Интерес инвесторов к данной валюте, в том числе из сегмента Private Banking, продолжает расти. Также банки фиксируют запрос на депозиты в дирхамах и тенге, что объясняется общим поворотом нашей страны на Восток, укреплением деловых связей с азиатскими государствами.
В ПСБ считают, что появление в портфеле клиентов дополнительной валюты — это возможность не только инвестировать в новую для себя область, но и диверсифицировать свои активы. "В любом случае, — подчеркнула Татьяна Перемышлина, старший вице-президент-управляющий Санкт-Петербургским филиалом ПСБ — диверсификация, — один из основных принципов, на котором базируется не только российский, но и мировой Private Banking. Ведь её цель снизить или уравновесить инвестиционные риски. Что касается юаней, то помимо классического вклада, мы предлагаем очень интересный для России продукт — ОПИФ с облигациями отечественных компаний, номинированными в юане".
Татьяна Перемышлина, старший вице-президент - управляющий Санкт-Петербургским филиалом ПСБ
Сохранить клиента
Помимо управления капиталами на рынке Private Banking есть свои особые предложения и услуги, которые формируются в соответствии с основными запросами и привычками состоятельных клиентов. Проанализировав это, в ПСБ пришли к выводу, что такие услуги, как возможность приобретения золотых слитков, монет, редких бриллиантов и бриллиантовых корзин могут стать приятным бонусом для клиентов в сегменте премиального обслуживания.
Все продуктовые предложения и услуги должны быть максимально понятными и выгодными. А грамотно их представить, донести до клиента все нюансы и преимущества — уже задача VIP-менеджера.
На фоне того, что в целом все продукты Private Banking у разных игроков сегодня примерно одинаковые, на первый план выходят как раз индивидуальный подход и контакт с персональным менеджером, но главное — репутация банка. Потому что в сложное время люди приходят в первую очередь к тому, кому доверяют, кто надёжен и стабилен.
Ещё один важный момент — диджитализация всех рабочих процессов, как необходимое требование последних лет. Сейчас время инновационных технологий, и не уделять должное внимание цифровым сервисам, особенно в сегменте Private, просто нельзя. Ведь состоятельные люди как никто ценят время и умеют эффективно его использовать. Кроме того, это категория клиентов, которые, как правило, со всевозможными гаджетами и приложениями уже находятся на «ты».
"На банковском рынке продолжат укрепляться те игроки, которые смогут комплексно, гибко и, главное, своевременно подойти к управлению частным капиталом россиян, не только оперативно подхватывая, но зачастую и предвосхищая общие тенденции. Мы уверенно смотрим в будущее, ставим амбициозные цели. В первую очередь, планируем расширять клиентскую базу, наращивать объемы привлечения капитала", — выразила уверенность Татьяна Перемышлина, старший вице-президент - управляющий Санкт-Петербургским филиалом ПСБ.