Сосновые Мальдивы: площадь загородных домов сократилась, минимализм стал трендом

Автор фото: freepik.com

В России заканчивают со строительством загородных домов в стиле дворянских усадеб (возможно, все усадьбы уже построены) и переходят к более новомодным формам, вплоть до апартамент–коттеджей. При этом единый стиль не формируется: в российской ментальности загородный дом — это не автомобиль, а значит, все дома не должны быть одинаковыми.

Клиенты стали практичнее и логичнее. Тренд настолько явный, что большинство опрошенных "ДП" экспертов почти не дискутировали между собой.
Внешний вид домов напоминает скандинавский стиль, ближе к минимализму. Востребованы простые геометрические формы с хорошей компоновкой и возможностью что–то при необходимости трансформировать. "Доска, рейка, какая–нибудь солнцезащита, там, где возможно, плоские кровли", — отметил в разговоре с корреспондентом "ДП" архитектор Ингмар Витвицкий. Он подчеркнул, что сокращается площадь загородных зданий, а их автономность повышается, подводятся альтернативные источники электроснабжения. При этом важная причина изменений — смена стиля загородной жизни. В частности, мастерская зодчего запускает в серию проект модульных домов. "Как правило, тенденция идёт всё–таки не владения домом, а что–то типа аренды или домшеринга. С расположением в основном в туристических местах, где есть озеро, какие–то маршруты и активность. Как отдельные бунгало на Мальдивах, только у нас они стоят в сосновом лесу", — поясняет Витвицкий.
"Рынок последние несколько лет двигается в сторону функциональности и минимализма", — пояснил "ДП" главный редактор журнала "Пригород" Дмитрий Синочкин. Это необязательно значит удешевление, хотя и это тоже: огромные дома площадью 180 м2 более не популярны. "Люди уже пожили в загородных домах, они имеют опыт и понимают, что сложные архитектурные формы сложны и в уходе, например чем сложнее форма крыши, тем больше вероятность протечки", — говорит Синочкин. Если в Подмосковье довольно долго держалась мода на более или менее вычурные постройки, у нас этого намного меньше.
Современное загородное строительство изменяет традиционные архитектурные стили в пользу более современных, экологичных и функциональных решений, подтвердила "ДП" руководитель департамента исследований Nikoliers в Петербурге Алина Базаева. В премиальных сегментах популярностью пользуются такие элементы, как сдержанные, близкие к природным лаконичные оттенки в фасадах и отделке, использование натуральных материалов, а также их экологичность и практичность, большие окна и просторные балконы, отсутствие доминант для достижения визуальной гармонии и органичность имплементации в окружающий ландшафт, уважение к окружающей среде.
С другой стороны, сегодня есть тенденция к строительству не отдельных домов, а целых комплексов или посёлков с централизованными коммуникациями, сказал "ДП" архитектор Сергей Мишин. В таких посёлках есть охрана, нет заборов внутри, но есть общий, снаружи, и дома выглядят прилично. Но ни в одном из подобных посёлков, что видел зодчий, он сам жить не захотел бы.
"Мне не очень нравится, когда все дома похожи и сделаны в одной стилистике. Мне кажется, что, когда ты подбираешь готовый дом из какого–то небогатого набора в типологии трёх–четырёх–пяти вариантов, это напоминает покупку автомобиля — они, в общем, все похожи, и всё зависит от бюджета", — говорит Мишин. По его мнению, в российской ментальности дом — это не автомобиль. "Хотя Корбюзье говорил, что дом — это машина для жилья, но всё–таки это не машина, а что–то более близкое сердцу человека", — сказал зодчий.

Будьте проще

И всё же застройка стала гуманнее. По словам Мишина, люди поняли, что огромные дома, какие строились 10–20 лет назад, им не нужны. Меньше востребованы и классические стили — никто больше не хочет русскую усадьбу в духе архитектора Львова. Однако то, что строится, комфортабельнее и качественнее по материалам. Вероятно, клиенты стали более цивилизованными благодаря развитию интернета. "Может, это мне так везёт, но заказчики просят более современную архитектуру. Почти никто не хочет себе дворцов и замков в стиле барокко или ренессанса, поскольку это дорого и нелепо", — считает Мишин.
Почти не появляется такого, как так называемый Васильевский дворец в Вырице (известное здание в стиле необарокко, созданное под впечатлением от Екатерининского дворца в Пушкине) или копия храма Покрова на Нерли в каком–нибудь элитном посёлке.
Облик загородных построек пришёл в соответствие с табелью о рангах, и это хорошо, убеждён архитектор Александр Супоницкий. Тот, у кого есть деньги только на дом, обшитый сайдингом, строит такой дом — и больше не пытается строить дворец (постройки не по карману выглядели комично).
"Замки строить, скорее всего, перестали. Я думаю, что дачи самого верхнего сегмента стали неизмеримо более современными — в таком самом простом смысле этого слова. Они стали напоминать американские виллы большего или меньшего размера", — сказал "ДП" искусствовед Алексей Лепорк. Больше нет прежней аляповатости и игры в богатство. Игра в богатство стала более сущностной. Менее демонстративной, но вполне отчётливой. При этом, по наблюдениям эксперта, популярны два направления — либо подражание модерну, либо "простая стеклянно–деревянно–бетонная современность", особенно в среднем ценовом сегменте. Сайдинга стало явно меньше даже в нижнем сегменте — эта мода прошла. Зато выросло число заборов.

Из чего же, из чего же

"Общий культурный уровень стал выше, как мне кажется, поменялось отношение к материалу, в частности отделочному", — рассказал "ДП" руководитель мастерской "Хвоя" Илья Спиридонов. Важны фактура, текстура и цвет. Например, одна заказчица оказалась не против облицовки её дома профлистом. "Для нашего культурного кода раньше это было неприемлемо: мол, профлист, да это же бытовка! А теперь восприятие стало другим", — говорит зодчий.
По его словам, люди больше стали смотреть на образ и на общие архитектурные решения. "Вы можете убедить человека использовать более–менее любой материал — штукатурку, профлист или ржавый металл, если всё делается в контексте художественного образа", — рассуждает архитектор. Раньше всё было по–другому, даже если заказчику предлагали такие дорогие, но непривычные материалы, как кортеновская сталь.
При этом стиль застройки, по его словам, не сложился. "Стиль — это понятие историческое, о нём должны говорить люди, которые смотрят вглубь веков, историки и искусствоведы потом скажут, какой стиль был в наше время, а мы сейчас занимаемся современной архитектурой", — добавил Спиридонов.