Петербургский "наследник" финской Wärtsilä стал партнёром местного производителя

Автор фото: wartsila.com

Бывшие работники IT–направления российской "дочки" Wärtsilä вступили в альянс с местным производителем электронных навигационных карт.

Петербургский "наследник" финского судостроительного концерна Wärtsilä — ООО "Эволюция морских цифровых технологий" (ЭМЦТ) — вступил в партнёрство с местным производителем электронных навигационных карт ООО "Абрис". Они учредили компанию "Эдвант", которая будет создавать программное обеспечение для судовой навигации. О самостоятельных успехах ООО "ЭМЦТ", созданного командой АО "Вяртсиля цифровые технологии" (бывшая российская "дочка" Wärtsilä, специализировалась на поддержке IT–систем для судов), ничего не известно.

Чего–то не хватает

Последнее появление ЭМЦТ в медийном пространстве датируется прошлым июлем, когда её создали бывшие российские сотрудники АО "Вяртсиля цифровые технологии", отказавшись релоцироваться вслед за ушедшей из России Wärtsilä. С тех пор у компании появился собственный сайт, на котором, правда, нет пока новостей или сведений о проектах, в которых она бы участвовала, зато показано свидетельство Российского морского регистра судоходства, выданное в конце марта. Согласно документу, ЭМЦТ благополучно зарегистрировала в нём электронную картографическую навигационно–информационную систему Pro–Mariner ECDIS 5000.
По данным СПАРК, выручка ЭМЦТ от продаж за 2022 год составила почти 39 млн рублей — надо полагать, речь идёт об исполнении контрактов, которые ранее создавшие компанию работники "Вяртсиля цифровые технологии" сумели оперативно перевести на неё. Для сравнения: сама "Вяртсиля цифровые технологии" выручила с продаж за 2022 год 833 млн рублей, и, надо сказать, формально это юрлицо пока что не ликвидировано.
Создаётся впечатление, что ЭМЦТ чего–то не хватает для успешного развития после разрыва с материнским финским концерном. Совладелица её партнёра по "Эдванту" — компании "Абрис" — Елена Шведова сказала "ДП", что занимается продажами, но "Эдванту" пока продавать нечего. "Надо сначала реализовать планы, которые намечены, а потом уже продажами заниматься. Там пока к продажам не готовы", — говорит Елена Шведова.
Основной владелец "Абриса" Денис Новосёлов комментировать создание новой компании не стал, генеральный директор ЭМЦТ Анастасия Докучаева также от комментариев отказалась.
"Абрис" — давний игрок рынка электронных и бумажных навигационных карт и гидрографических работ для внутренних морских путей России. Компания работает с 2008 года, впрочем, показывает в СПАРК весьма скромные финансовые результаты: 26 млн рублей выручки за 2022 год и убыток. "Абрис" регулярно участвует в госконтрактах, по данным Единой информационной системы в сфере закупок, последний из них датируется декабрём 2021 года, заказчиком там выступает петербургское Агентство внешнего транспорта. Всего на сайте системы опубликовано 29 конкурсов, в которых "Абрис" принимал участие.
Столь же активен в госконтрактах другой участник бизнес–группы Дениса Новосёлова — специализирующееся на гидрографической съёмке ООО "Морис", которое фигурирует там 31 раз, последний опубликованный на сайте госконтракт также позапрошлогодний, с Агентством внешнего транспорта. Занимающееся продажами карт итальянской Navionics ООО "Навионикс рус" в госконтрактах не замечено. Суммарная выручка этих двух компаний за 2022 год — 23 млн рублей. В публичном пространстве компании Дениса Новосёлова предпочитают не появляться.

Тесный рынок

Генеральный директор и владелец ООО "Морские комплексные системы" Павел Зубков полагает, что разработчикам программного обеспечения для судовой навигации придётся нелегко.
"Развитию этого направления мешает ограниченность рынка. Ведь любые программы, которые наши компании сейчас разработают, могут быть использованы только на российских судах. А их, во–первых, сравнительно немного, а во–вторых, все судовладельцы привыкли использовать иностранные IT–продукты. Это мощные корпорации типа “Росатома”, “Роснефти”, “Новатэка” со сложными бюрократическими аппаратами. Их тяжело будет убедить перейти на новые отечественные IT–разработки. А поставка программ на два–три судна не отобьёт затраты на их создание", — говорит бизнесмен.
Заместитель генерального директора по развитию продукта и GR ООО "Глазар" (специализируется на создании платформ дополненной реальности для судостроения) Александр Баёв полагает, что у "наследников" финской Wärtsilä не должно быть проблем с созданием программ для судовой навигации.
"Насколько я знаю, покидая Россию, Wärtsilä продала всё, что тут имела, своему местному менеджменту, включая и бывший “Транзас” с правами и продуктами. Во всяком случае именно так сообщалось. Как следствие, два варианта. Или у созданных и приобретённых местным менеджментом компаний не должно быть больших проблем с разработкой софта для морской навигации — ведь у них он есть, и есть клиенты, у которых он уже установлен, нужно только обслуживать. В этом случае той же ЭМЦТ остаётся лишь обновлять программные продукты. Либо Wärtsilä на самом деле не передала ключевые решения. В таком случае — да, им предстоит показать, на что они сами способны. Тем более что даже российский профильный рынок стал значительно более конкурентным в этой сфере — например, активное развитие получили решения для морской навигации группы “Ситроникс”", — говорит эксперт.

Финские корни

У финского холдинга Wärtsilä, одного из мировых лидеров судостроения, было три "дочки" в России, и все они находились в Петербурге. Это ООО "Транзас навигатор", ООО "Вяртсиля Восток" и АО "Вяртсиля цифровые технологии".
"Транзас навигатор" специализируется на производстве навигационного, метеорологического и геодезического оборудования. В июне 2022 года доли компании выкупила группа бизнесменов во главе с владельцем петербургского ООО "Юниконт дизайн" Дмитрием Лагутиным, который приобрёл 52%. В январе 2023–го он стал полноценным хозяином "Транзас навигатора". По данным СПАРК, выручка компании за 2022 год составила 2,3 млрд рублей.
"Вяртсиля Восток" занималась поставками винторулевых комплексов для российских заказчиков, а также разработкой проектов гражданских судов. По одному из них (5670WSD) ПСЗ "Янтарь" строит рыболовный морозильный траулер "Виктор Гаврилов", один из самых больших на сегодня. С середины июля 100%–ным владельцем компании стал её генеральный директор Константин Норцев. Некоторое время спустя компанию переименовали в ООО "В–Восток".
АО "Вяртсиля цифровые технологии", которое специализировалось на создании программного обеспечения для систем навигации управления судов, формально существует и сегодня. Его акционеры не раскрываются. В середине июня команда компании создала новый бизнес — ООО "Эволюция морских цифровых технологий" (ЭМЦТ), чей представитель заявил РБК о готовности взять на себя задачи экспертной и технической поддержки текущих пользователей Wärtsilä, а также разработать и вывести на рынок отечественные программно–аппаратные решения, которые смогут заместить продукты Wärtsilä. 90% ЭМЦТ принадлежат петербургскому ООО "РБР–фактор" Натальи Клименко.