Плюс на минус: ретейлеров лихорадит после завершения ажиотажного спроса

Автор фото: Ермохин Сергей

По итогам I квартала не все крупные розничные сети могут похвастаться значительным ростом выручки. Ведь сравнивать приходится с ажиотажным спросом 2022 года.

По итогам I квартала 2023 года чистая выручка X5 Group по сравнению с тем же периодом 2022–го увеличилась на 15,3%, до 695,3 млрд рублей. Самым быстрорастущим форматом остаётся сеть дискаунтеров "Чижик", чья чистая розничная выручка выросла в 5 раз год к году. За 3 месяца у группы стало на 437 торговых точек различных форматов больше (с учётом закрытий).
Другой ретейлер, "Лента", объявил о снижении продаж на 5,8% год к году, до 124,6 млрд рублей. Сопоставимые продажи (LFL) снизились на 5,6% в результате сокращения среднего чека на 2,7% и трафика на 3%. "Лента" за этот период открыла 16 магазинов малых форматов.
Генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова считает, что это вполне закономерно, так как гипермаркеты теряют объём продаж начиная с ковидного 2020 года. При этом рост Х5 объясняется тем, что компания активно развивает сеть "Пятёрочка" и хард–дискаунтер "Чижик", полностью закрыла "Карусель" и наращивает онлайн–продажи.
Партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская замечает, что также имеет значение эффект высокой базы, сложившийся из–за аномально высоких результатов I квартала 2022 года, когда покупатели сметали с полок всё, делая стратегические запасы.
"Но почему–то на показателях Х5 он так сильно не сказался. Вряд ли мы будем наблюдать повальное снижение выручки у FMCG–сетей за I квартал", — уточняет эксперт.
Марина Петрова замечает, что на рынке будет продолжаться перераспределение выручки. Рост будет наблюдаться у дискаунтеров и жёстких дискаунтеров, а также в онлайн–канале продаж. Успех ретейлеров будет зависеть от того, будут ли они наращивать долю дискаунтеров, а внутри каждой категории — расширять долю СТМ.