Потолок нефтяной, дверь скрипучая: действия ЕС становятся непоследовательными

Автор фото: Сергей Коньков
Действия Евросоюза по вводу ценовых ограничений на закупку российской нефти выглядят всё более непоследовательно. Впрочем, и задача перед евробюрократами стоит непростая. С одной стороны, им нужно реально ограничить наполняемость российского бюджета деньгами от нефтяного экспорта и тем самым хотя бы частично снять с покупателей ответственность за то, куда эти деньги потом тратятся. С другой — всё–таки не оставить Европу и её партнёров без российской нефти вообще, потому что слезть с этой иглы всем одинаково непросто. Наконец, с третьей стороны, нужно как–то умудриться окончательно не разрушить складывавшиеся десятилетиями принципы международной торговли, да и рыночной экономики вообще. Ведь каждое директивное вмешательство в ценообразование, каждая конфискация или, не дай бог, национализация создают прецедент, который в будущем может обернуться против кого угодно, в том числе даже против авторов нынешних инициатив.
Видимо, этим и объясняется тактика вводимых ограничений, которую можно описать формулой "два шага вперёд, один назад". После того как к введённому ещё в декабре потолку цен на сырую нефть в $60 за баррель добавились сразу два потолка на нефтепродукты ($45 и $100 за баррель, в зависимости от вида), Еврокомиссия вдруг добавила пояснения, существенно меняющие картину.
Теперь, если российские нефтепродукты перерабатываются путём смешивания с иностранными, то они волшебным образом теряют своё изначальное "гражданство". То же самое происходит, если за рубежом (но не в той стране, которая является конечным покупателем) они были "существенно преобразованы". Ценовой потолок при этом в обоих случаях растворяется, открывая безоблачное небо свободных бизнес–возможностей.
Впрочем, авторов этих поправок, вероятно, стоит не обвинять в циничном лицемерии, а наоборот, похвалить за честность. Ведь подобные схемы негласно работали с самого начала, как только российская нефть стала "токсичной" и пошла в обход привычных маршрутов. Просто теперь то, что делали в индийских нефтеналивных терминалах подпольно, будет происходить вполне легально и в полном соответствии с решениями Еврокомиссии. Политики получат возможность сохранить лицо, потребители будут обеспечены необходимыми энергоресурсами, а крупный бизнес заработает очередные миллиарды. В конце концов, СВО — это СВО. А EBITDA — это EBITDA.