Арктика за неделю: добыча на заполярном шельфе и деньги из воды

Автор фото: Асмолов Евгений

Россия в 2021 году возглавила Арктический совет. В связи с этим "Деловой Петербург" и Проектный офис развития Арктики реализуют проект еженедельных дайджестов основных событий, которые произошли в арктическом регионе как в России, так и за рубежом.

Водород, добытый на АЭС

На Кольской АЭС, расположенной за полярным кругом, запущена новая электролизная установка отечественного производства, восстанавливающая водород из молекул воды на основе технологии протонообменных мембран. Эта технология отличается высокой эксплуатационной безопасностью и экологичностью. Администрация станции сообщает: электролизёр уже выработал свой первый объём водорода.
Пока что извлекаемый эклектролизёром водород будет использоваться в пределах самой станции — для охлаждения её турбогенераторов. Однако, если технология докажет свою экономическую эффективность, её можно будет масштабировать в целях промышленного производства водородного топлива. Тут-то и пригодится заявленная экологичность установки: на мировом энергетическом рынке будет востребован именно "чистый" водород, полученный без выбросов углекислого газа.
Правительство России выделило финансирование на строительство судна "Иван Фролов", которое пополнит флот Росгидромета. Оно предназначено для перевозки экспедиций и научного оборудования, обслуживания действующих российских полярных станции в Арктике и Антарктике. На новом судне водоизмещением около 25 тыс. тонн разместятся 20 научных лабораторий; оно сможет перевозить группы исследователей численностью до 170 человек. "Иван Фролов" будет оснащён вертолетной площадкой, способной принимать Ми-8, Ми-38 и Ка-32.
"Иван Фролов" идёт на смену двум более старым научным судам — "Михаилу Сомову" и "Академику Фёдорову" 1975 и 1987 годов постройки соответственно. И это правильно: научный флот должен модернизироваться, постоянно расширяя свои возможности. Ведь иначе нам не сохранить ведущих позиций в сфере высокоширотных исследований.

Оцифрованная платформа

В Санкт-Петербурге начал свою работу центр управления нефтедобычей на арктическом шельфе компании "Газпром нефть". Центр ориентирован на обслуживание Приразломного месторождения — единственного на данный момент шельфового проекта в нашей Арктике.
Задача центра заключается в том, чтобы осуществлять дистанционный контроль за операционной деятельностью "Приразломного" в реальном времени. Центр получает подробную информацию о жизнедеятельности проекта, на основе которой формируется "цифровой двойник" последнего. Это даёт возможность осуществлять мониторинг добычи и отгрузки нефти, сопровождать строительство скважин, контролировать целостность оборудования и следить за движением судов. Кроме того, благодаря "двойнику" компания сможет моделировать рабочие процессы и просчитывать сценарии развития событий на перспективу.

Языковой фонд

Аудиовизуальный фонд диалектов двух редких северных языков — эвенского и тундренного юкагирского — создан учёными Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН. Он включает в себя записи образцов устного народного творчества, материалы, относящиеся к ранее не описанным говорам и диалектам, а также библиотеку фольклора на этих языках.
Сбережение редких языков народов Крайнего Севера — важная задача. Северная столица не стоит в стороне от повестки: в городе уже третий год подряд проходит этнографический диктант на родных языках КМНС, регулярно проводятся семинары и конференции на эту тему, а единственный в России вуз, готовящий педагогические и научные кадры для более чем трёх десятков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока — Институт народов Севера — работает в структуре РГПУ им. Герцена.

Концессионный терминал

В главной воздушной гавани заполярного Ямало-Ненецкого автономного округа — новоуренгойском аэропорте — сдан в тестовую эксплуатацию новый пассажирский терминал. Он оборудован тремя телескопическими трапами и 12 стойками регистрации, а его пропускная способность составляет 840 пассажиров в час. Официальное открытие нового терминала состоится после завершения тестового периода — оно намечено на февраль 2023 года.
Примечательно, что данный проект общей стоимостью 12 млрд рублей был реализован на условиях концессии — бюджет не израсходовал на него ни копейки. 7,5 млрд рублей из этой суммы предоставил ВЭБ.РФ, в софинансировании также приняло участие федеральное Минвостокразвития. Кстати, это первый объект инфраструктуры воздушного транспорта в России, реконструированный в рамках концессионного соглашения.