Слишком похожие: Solopharm с новым препаратом может потеснить "Полисан"

Автор фото: Сергей Ермохин
В Арбитражном суде Москвы завершился спор между ООО "Научно–техническая фармацевтическая фирма “Полисан”", с одной стороны, и ООО "Гротекс" с Минздравом — с другой. В апреле прошлого года "Полисан" обратился в суд, прося запретить "Гротексу" (работает под брендом Solopharm) запускать в оборот "Флатоцин", а Минздраву — регистрировать этот препарат.
"Полисан" сейчас производит "Цитофлавин", который используется при лечении таких заболеваний, как инфаркт мозга, церебральный атеросклероз, энцефалопатия. Он внесён правительством РФ в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств. Это одно из средств, производимых "Полисаном" по полному циклу. Оно защищено евразийским патентом №030458, права на который принадлежат "Полисану".
По мнению истца, "Флатоцин", который производит "Гротекс", имеет эквивалентный качественный и количественный состав действующих веществ в эквивалентной лекарственной форме. Говоря иными словами, "Полисан" считает, что производство "Флатоцина" создаёт угрозу нарушения его исключительных прав на евразийский патент.
За 9 месяцев этого года в нашей стране было реализовано 3,8 млн упаковок "Цитофлавина", что в ценах дистрибьюторов составило порядка 3,1 млрд рублей, говорит Николай Беспалов, директор по развитию аналитической компании "Арэнси Фарма". Динамика по сравнению с тем же периодом прошлого года в натуральном выражении составила 26%, в денежном — порядка 34%. Около 65% продаж препарата (в денежном выражении) приходится на розницу, остальное в основном реализуется в лечебно–профилактических учреждениях.
"Препараты, подобные “Цитофлавину” и “Флатоцину”, занимают определённую нишу, при этом демонстрируют вполне выраженный рост, — отмечает Николай Беспалов. — Нельзя сказать, что эти продукты абсолютно незаменимы для системы здравоохранения, скорее они носят вспомогательную функцию. Тем не менее это довольно внушительный бизнес".
"Полисан" и "Гротекс" не ответили на запросы "ДП".
"Спор между компаниями разворачивался по классическому сценарию. “Полисан” предъявил иск к “Гротексу” о нарушении патента, а “Гротекс” инициировал отдельный процесс, чтобы оспорить сам патент", — говорит Максим Али, партнёр Maxima Legal.
"Гротекс", не добившись успеха со своими возражениями в Роспатенте в январе этого года, пошёл с жалобой в Суд по интеллектуальным правам (СИП). В июле СИП признал решение Роспатента недействительным и обязал его аннулировать евразийский патент "Полисана". Это решение суда вступило в законную силу. Соответственно, действие патента на территории России прекращено.
"С помощью специалиста СИП сравнил запатентованное “Полисаном” лекарство и те разработки, которые существовали до подачи патентной заявки. Суд пришёл к выводу, что в патенте “Полисана” нет ничего нового, а отличия от предыдущих фармацевтических решений не столь существенны", — поясняет Максим Али.
Решение СИП по сути помогло "Гротексу" выиграть текущий спор с "Полисаном". Недавно Арбитражный суд Москвы отказал "Полисану" в удовлетворении его требований. "Отсутствие правовой охраны на территории РФ на изобретение по патенту № 030458 исключает возможность защиты прав и законных интересов истца", — указано в мотивировочной части решения.
Можно сказать, что логика "Полисана" в его споре с "Гротексом" и Минздравом базировалась на практике, появившейся сравнительно недавно. "Правообладатель может не ждать начала продаж запатентованного конкурентом препарата, а начать защищаться уже тогда, когда есть явная угроза нарушения патента. В результате суд может удовлетворить требования, направленные на пресечение угрозы нарушения", — отмечает Максим Али.
Впрочем, последствия решения Арбитражного суда Москвы для фармацевтического рынка не так очевидны. Однозначно утверждать, что продажи "Цитофлавина" будут падать, нельзя. Многое будет зависеть от активности продвижения оригинального препарата, а также действий "Гротекса". "На розничном рынке бренд “Цитофлавин” хорошо известен, в его продвижение вложено много сил и средств. Подвинуть его в массовом сознании можно только целенаправленной стратегией активного продвижения. Вложения в подобную кампанию могут быть очень существенными, и не факт, что овчинка будет стоить выделки", — рассуждает Николай Беспалов.
Однако есть ещё и госзаказ, где важнее не узнаваемость бренда, а цена. И в этом секторе потеснить "Полисан" можно сравнительно небольшими усилиями, полагает эксперт. Он не исключает, что "Гротекс" может забрать до половины текущего объёма продаж "Цитофлавина", а в рознице на первых порах — 10–15%.
"Для “Полисана” эта история при любом раскладе неприятная. Но это вполне нормальная практика развития конкуренции, с этим тоже надо считаться", — резюмирует Николай Беспалов.