Общепит Петербурга сохранил позиции на фоне падения розничной торговли

Автор фото: Агентство "Москва"

Объёмы розничной торговли по итогам 9 месяцев продолжают сокращаться. Люди всё активнее экономят на непродовольственных товарах, но при этом продолжают тратить деньги в кафе и ресторанах.

Сентябрьский оборот розничной торговли Петербурга составил 157,6 млрд рублей, что на 17,9% меньше, чем годом ранее. В основном сокращение коснулось категории непродовольственных товаров: на неё пришлось 99 млрд рублей, что на 27,4% меньше значения сентября 2021 года. Оборот петербургской розницы за 9 месяцев 2022 года составил 1,5 трлн рублей, что на 9,7% меньше соответствующих показателей 2021–го.
В Ленинградской области в январе–сентябре 2022 года оборот розницы составил 459,2 млрд рублей, что на 2% меньше, чем в том же периоде прошлого года. В сентябре оборот упал на 13,5% — до 49,2 млрд рублей.
По данным Росстата, в сентябре 2022 года товарооборот в России сократился на 9,8% год к году в сопоставимых ценах. Аналитик ФГ "Финам" Анна Буйлакова замечает, что в сравнении со средним сокращением по РФ падение в Петербурге выглядит более существенным. Эта разница может быть объяснена более высокой базой. В постковидный период товарооборот в Петербурге восстанавливался более быстрыми темпами: за январь–сентябрь 2021–го он вырос на 19,6% по сравнению с коронавирусным 2020 годом, тогда как в среднем по России рост составил лишь 9%.
Однако ретейлеры пока что не ощущают серьёзного сокращения спроса на практике. В пресс–службе "Ленты" заявили, что в III квартале 2022 года продажи сети увеличились на 7,8%. Это произошло благодаря росту сопоставимых розничных продаж на 1,3%, а также органическому расширению торговой площади.
"Мы наблюдали изменение модели потребительского поведения, преимущественно обусловленное снижением реальных располагаемых доходов и уверенности. На сегодняшний день покупатели склонны к приобретению товаров более низкого ценового сегмента, сокращению расходов на непродовольственные товары и товары для развлечений", — в то же время признают в компании.
В "Магните" тоже сообщили, что не наблюдают существенного падения товарооборота. Выручка ретейлера по итогам первого полугодия 2022–го выросла почти на 20%, причём Северо–Западный регион был в числе лидеров роста.
Тем временем оборот сферы общественного питания с начала года слабо, но растёт. Небольшое падение, на 4%, было зафиксировано лишь в марте. По итогам января–сентября 2022 года оборот составил 109,1 млрд рублей (на 5,3% больше того же периода в 2021–м). В сентябре предприятия общепита заработали 13,8 млрд рублей (+2,5%).
Эксперты отмечают, что в условиях отсутствия кинопроката зарубежного кино, сокращения числа розничных брендов, отмен концертов и т. д. потребители могли перенести свои траты на оставшиеся развлечения, в том числе на посещение кафе и ресторанов.