Новая классика: онлайн-бронирование как инструмент развития посуточной аренды

Автор фото: Freepik

Летний туристический сезон был вполне успешен для владельцев недвижимости, сдающих её в аренду на краткосрочные периоды. При том, что прогнозы были разными: существенное сокращение потока иностранных гостей, снижение доходов населения, уход привычных сервисов онлайн-бронирования, дававших основной трафик — список факторов, играющих против рынка посуточной аренды был внушительным. Но летом в Петербург потянулся внутренний турист, и уже в июле аналитики отмечали резкий взлёт спроса.

Кроме того, к высокому сезону ряд отечественных площадок уже запустил сервисы, которые с разной долей успеха заменили зарубежные платформы онлайн-бронирования. Особо игроки рынка посуточной аренды выделяют Авито Недвижимость: как за внутренний качественный рост, так и за идеи для бизнеса, которые дадут фору популярным иностранным ОТА-системам Booking.com и Airbnb. Объём базы объявлений на платформе — самой большой в России, по оценке агентства "Форейтор" — тоже не остаётся за скобками.
Сервис онлайн-бронирования от Авито уже полноценно функционировал к лету, но был доступен не во всех городах, сегодня он постепенно расширяет географию. Петербург был в числе первых — "ДП" пообщался с участниками рынка посуточной аренды, которые подключили новый инструмент и отработали с ним горячий сезон: узнали, насколько он эффективен и какие возможности даёт предпринимателям.

Цивилизованный путь

Для начала немного вводных. В системе Авито связаны две опции: значки "Квартира проверена" и "Безопасная бронь", то есть само онлайн-бронирование. Первая без второй работать может, а наоборот — нет. Если объект недвижимости соответствует всем требованиям площадки, он получает значок, который прикрепляется к объявлению. Далее автоматически к последнему подключается онлайн-бронирование: то есть гость получает доступ к календарю, где может проверить, свободна ли квартира в нужные ему даты, рассчитать стоимость проживания, отправить заявку арендодателю и внести предоплату. Но к этому моменту арендодатель уже получает все преимущества транзакционной модели — по значку. Проверенные квартиры имеют приоритет в поисковой выдаче, объект недвижимости застрахован, можно бесплатно продлевать объявления.
Автор: Freepik
Что это значит для рынка: Авито начал планомерное движение в модель транзакционной оплаты. Посуточная аренда приобретает черты прозрачной, быстрой и безопасной сделки. Гостю и игрокам рынка такая схема уже привычна, она доказала своё удобство — собственно, её и предлагали Booking и Airbnb. Исследование Авито показывает, что 60% будущих арендаторов сначала задают даты, а потом смотрят, какой из предложенных на этот период лотов им больше нравится. При этом, непроверенные квартиры в календарь не вносятся и в выдачу не попадают, гость может их увидеть только отключив фильтр онлайн-бронирования. Также 78% опрошенных площадкой гостей сообщили, что им интереснее квартиры со значками, потому что Авито в данном случае выступает гарантом качества и доверия.
"Мы не хотим быть просто доской объявлений и нацелены создать удобный и безопасный сервис для бронирования частного жилья. Сделать это можно только беря на себя ответственность и контролируя сделку — от этого выиграют все: и гости, и арендодатели, и мы, как компания", — говорит Артём Кромочкин, руководитель направления краткосрочной аренды Авито Недвижимости.
Автор: Pexels
Посмотрим, как оценивают новый сервис опытные предприниматели.

Своевременное решение

"Основательно мы зашли на Авито в марте 2022 года. До этого, учитывая, что мы занимаемся исключительно посуточной арендой, Booking и Airbnb предоставляли нам полный спектр гостей, необходимости в дополнительных площадках бронирований не было. Но с момента их ухода появилась острая необходимость выставляться на Авито в первую очередь", — рассказывает Екатерина Буласио, генеральный директор компании LetYourFlat. Спикер говорит, что сегодня её всё устраивает, учитывая опыт размещения на площадке в течение полугода, за которые команда онлайн-платформы провела колоссальную работу по совершенствованию посуточной аренды на ресурсе. "Календарь и статус "Квартира проверена" дают нам возможность более стабильно работать, не сталкиваться с мошенниками, не копировать объявления. И иметь в том числе оплату через сайт Авито. То есть сервис уже работает как полноценная ОТА-система", — оценивает она.
Сегодня у компании LetYourFlat в управлении 85 объектов, она работает на рынке более четырёх лет — запуск состоялся накануне ЧМ-2018. Оценивая в целом ситуацию на рынке, Екатерина Буласио говорит, что ситуация варьируется в разных сегментах. Компания в своё время сделала ставку на локацию — все квартиры находятся в "центровых точках Петербурга". "У нас проходит очень серьёзная выборка объектов перед тем, как брать их в управление — поэтому по всем нашим объектам ситуация не изменилась по сравнению с прошлым годом. Несмотря на то, что в планах у нас было увеличение выручки примерно на 20% по сравнению с прошлым годом, этого не произошло. Мы не идём по плану, но при этом сохранились показатели прошлого года", — говорит собеседница "ДП".
К сервису "Квартира проверена" компания подключала объекты постепенно, в течение нескольких месяцев: это связано с плотностью броней и процессом проверки. Уровень последней многие участники рынка посуточной аренды — арендодатели, хосты — оценивают как очень высокий. Таким тщательным вниманием к нюансам не отличались даже зарубежные площадки, остальные российские платформы не стремятся к скрупулёзной проверке объявлений на безопасность по всем аспектам.
На Авито Недвижимости для получения статуса, необходимо произвести детальную непрерывную видеосъёмку, первым кадром которой станет листочек с номером объявления, далее последует табличка с адресом дома и "виртуальная" прогулка до самого объекта и по нему — не упуская ни одной детали: от планировки и функционирующей сантехники до видовых характеристик и марки бытовых приборов. Таким образом, видео продемонстрирует состояние как самой квартиры, так и окружающего её пространства. По словам Екатерины, процесс проверки объекта занимает несколько дней. Но стоит того. "В верификации объекта участвуют реальные сотрудники Авито — и они могут даже отклонить объект, если информация будет не соответствовать указанным пунктам в объявлении. Это предотвращает платформу и гостей от недобросовестных арендодателей и несуществующих квартир, объявления с которыми размещаются, чтобы собрать контакты гостей. И при этом когда у нас, как арендодателей, есть статус "Квартира проверена", это позволяет иметь намного больше бронирований от потенциальных гостей", — считает спикер.
Сегодня все объекты LetYourFlat имеют опцию онлайн-бронирования. И это даёт возможность оценить эффект полноценно. "В сентябре по сравнению с августом процент бронирований на Авито вырос с 9 до 20% от общего числа бронирований. В октябре по сравнению с сентябрём — ещё на 6%. То есть на сегодняшний день порядка 25% всех бронирований со всех наших квартир идёт через Авито Недвижимость. Именно благодаря тому, что мы смогли пройти проверку всех объектов и получить статус "Квартира проверена", — уверена Екатерина Буласио.
Тем не менее, у неё есть вполне конкретное пожелание к расширению доступных опций в сервисе — появление 100%-ной предоплаты для гостей.
Автор: Freepik

Кардинальные перемены

Михаил Фурсов, руководитель петербургской сети Imperial Apart, рассказывает, что впервые компания опробовала размещать свои объявления на Авито около четырёх лет назад. Но тогда сервиса онлайн-бронирования на площадке не было, как и страхования. Зато эти опции предлагали западные платформы. "Как раз два игрока — Booking и Airbnb — сформировали культуру рынка посуточной аренды. У них самое главное достоинство было непосредственно для принимающей стороны, отельеров и хостов — страхование рисков, весь этот негатив они брали на себя и его урегулировали", — поясняет собеседник "ДП". По его мнению, пока к бизнес-модели на 100% из российских игроков никто не приблизился. Однако уровень растёт быстрыми темпами.
"За 6–7 месяцев прогресс есть, и он каждый квартал чувствуется. Особенно он заметен у Авито Недвижимости — когда идёт полноценная синхронизация с системами бронирования: так называемыми channel-менеджерами, в том числе Bnovo, — детализирует Михаил Фурсов. — Они молодцы, что смотрят, что лучшее предлагают международная практика и коллеги по цеху — в частности, страхование квартир, рисков — и тоже у себя это вводят, правда, со своими условиями. Но тем не менее, они это вводят, работают в этом направлении. И более того, в части сервиса поддержки партнёров у них очень крутая опция есть — персональный менеджер. Это есть только у Авито из российских систем".
Спикер уточнил, что налаженное взаимодействие с онлайн-платформами и оперативность реагирования на запросы арендодателя — это важный момент для непрерывности бизнес-процессов. Если решение конкретного вопроса будет откладываться на несколько недель, это грозит простоем объекта и финансовыми потерями. Персональный менеджер Авито подключается к поиску решения в тот же день или на следующий. Также Михаил Фурсов рассказал, почему компания покупает на Авито максимальные тарифы при размещении: "Надо выделяться. Несмотря на то, что у нас сеть квартир со значками "Квартира проверена", "Безопасная бронь" — всевозможные так называемые фишки у нас присутствуют, но тем не менее конкурентов очень много, мы дополнительно тратим деньги на продвижение. И это себя оправдывает".
А именно: с февраля по середину сентября прирост по загрузке номерного фонда сети из месяца в месяц — не менее 10–15% к каждому предыдущему. То есть суммарный рост составил более 100%, делится спикер. "Я думаю, что эта динамика скоро замедлится, где-то в ноябре-декабре — там уже таких приростов не будет. Но пока Авито развивали этот сервис, и у них охват довольно-таки широкий — наверное, за счёт этого у нас были такая хорошая динамика и такие хорошие цифры по бронированию", — говорит Михаил Фурсов.
Для компании была очень важна интеграция с channel-менеджерами, которые синхронизируются по всем 15 объектам Imperial Apart. Это специальная система, типа Bnovo, которая позволяет одновременно управлять всеми площадками и единым календарём, что удобно всем администраторам сети. И Авито сумел это предоставить.
Автор: Freepik

Обоюдовыгодный комфорт

Все собеседники "ДП" вспоминали иностранных Booking.com и Airbnb — но все в разном контексте. Так, предприниматель Ольга Лосьянова призналась, что никогда не считала эти платформы удобными. "Booking.com — был сервисом для отелей, который адаптировали под посуточную аренду квартир, что создавало технические неудобства, кроме того, качество гостей оставляло желать лучшего. Сервис не предоставлял возможность прямого контакта с клиентом до момента бронирования — для определения условий этого короткого, но всё-таки договора. Вся оплата шла через Booking — и это была несовершенная система, со сбоями в расчётах и техническими проблемами", — поясняет она свою позицию. Airbnb тоже были не всегда пунктуальны в расчётах с наймодателем и также присутствовала закрытость контактов. "В итоге ещё до появления опций онлайн-бронирования и "Квартира проверена", я отказалась от других сервисов и работала исключительно через Авито. Меня это вполне устраивало", — говорит Ольга Лосьянова.
Предприниматель признаётся, что когда узнала о новом предложении от Авито, она испытывала некоторый скепсис. И в итоге оказалась приятно удивлена. "Авито на высочайшем уровне разработали систему. И самое главное — посмотрели в корень вопроса бизнес-отношений "наймодатель-наниматель". Что нужно наймодателю и что желает получить наниматель. Они уловили зерно — и это было отправной точкой. Всё работает, никаких технических сбоев".
Ольга Лосьянова работает на рынке посуточной аренды уже много лет — однако в 2014 году предпринимателю пришлось закрыть свою компанию, сократив бизнес до семейного формата. Сегодня она управляет 13-ю объектами и имеет поток постоянных клиентов. Однако подключение сервиса позволило увеличить плотность брони — на этот шаг Ольга Лосьянова пошла в конце весны, и осенью констатирует: всё лето была 100%-ная загрузка квартир. "Приблизительно 60% гостей шли через Авито благодаря этому инструменту. Ни одного сбоя, ни одного отказа, ни одного срыва, ни одного неприятного клиента", — уточняет спикер.
И кстати про гостей — для предпринимателя это очень важный момент, она очень конкретно описывает портрет своей аудитории, и для неё принципиальна не только загруженность объектов, но и качество клиентов. На это у Авито тоже нашёлся ответ: "С первого момента обращения клиента есть возможность прямого контакта. Все ожидания как мои от гостей, так и гостей от площадки, которую я им предлагаю, — всё удаётся прояснить до момента бронирования. Есть фильтры: на сколько суток принимаешь гостей, какое количество, как меняется цена в зависимости от количества гостей, то есть максимально все условия заложены в систему. И я, как наймодатель, имею возможность установить фильтры и отсечь нежелательную публику. И потенциальные гости обращаются уже в соответствии с моими условиями — пообщалась, если контакт налажен, подтверждаю заявку и люди бронируют. Понятные клиенты. Прозрачность", — объясняет Ольга Лосьянова.
Своевременную оплату от Авито предприниматель тоже относит к преимуществам сервиса. И здесь у неё тоже нареканий нет. "Главное для гостя, который идёт на Авито — понимание, что он быстро, надёжно и качественно решит свой вопрос. Что вариант, который он найдёт, будет актуален. Вот именно значки "Квартира проверена" и "Безопасная бронь" дают ему 100%-ную гарантию. Нам, наймодателям, даёт качество гостя и высокий процент занятости", — резюмирует собеседница "ДП".