Летний туристический сезон был вполне успешен для владельцев недвижимости, сдающих её в аренду на краткосрочные периоды. При том, что прогнозы были разными: существенное сокращение потока иностранных гостей, снижение доходов населения, уход привычных сервисов онлайн-бронирования, дававших основной трафик — список факторов, играющих против рынка посуточной аренды был внушительным. Но летом в Петербург потянулся внутренний турист, и уже в июле аналитики отмечали резкий взлёт спроса.
Кроме того, к высокому сезону ряд отечественных площадок уже запустил сервисы, которые с разной долей успеха заменили зарубежные платформы онлайн-бронирования. Особо игроки рынка посуточной аренды выделяют Авито Недвижимость: как за внутренний качественный рост, так и за идеи для бизнеса, которые дадут фору популярным иностранным ОТА-системам Booking.com и Airbnb. Объём базы объявлений на платформе — самой большой в России, по оценке агентства "Форейтор" — тоже не остаётся за скобками.
Сервис онлайн-бронирования от Авито уже полноценно функционировал к лету, но был доступен не во всех городах, сегодня он постепенно расширяет географию. Петербург был в числе первых — "ДП" пообщался с участниками рынка посуточной аренды, которые подключили новый инструмент и отработали с ним горячий сезон: узнали, насколько он эффективен и какие возможности даёт предпринимателям.
Цивилизованный путь
Для начала немного вводных. В системе Авито связаны две опции: значки "Квартира проверена" и "Безопасная бронь", то есть само онлайн-бронирование. Первая без второй работать может, а наоборот — нет. Если объект недвижимости соответствует всем требованиям площадки, он получает значок, который прикрепляется к объявлению. Далее автоматически к последнему подключается онлайн-бронирование: то есть гость получает доступ к календарю, где может проверить, свободна ли квартира в нужные ему даты, рассчитать стоимость проживания, отправить заявку арендодателю и внести предоплату. Но к этому моменту арендодатель уже получает все преимущества транзакционной модели — по значку. Проверенные квартиры имеют приоритет в поисковой выдаче, объект недвижимости застрахован, можно бесплатно продлевать объявления.
Что это значит для рынка: Авито начал планомерное движение в модель транзакционной оплаты. Посуточная аренда приобретает черты прозрачной, быстрой и безопасной сделки. Гостю и игрокам рынка такая схема уже привычна, она доказала своё удобство — собственно, её и предлагали Booking и Airbnb. Исследование Авито показывает, что 60% будущих арендаторов сначала задают даты, а потом смотрят, какой из предложенных на этот период лотов им больше нравится. При этом, непроверенные квартиры в календарь не вносятся и в выдачу не попадают, гость может их увидеть только отключив фильтр онлайн-бронирования. Также 78% опрошенных площадкой гостей сообщили, что им интереснее квартиры со значками, потому что Авито в данном случае выступает гарантом качества и доверия.
"Мы не хотим быть просто доской объявлений и нацелены создать удобный и безопасный сервис для бронирования частного жилья. Сделать это можно только беря на себя ответственность и контролируя сделку — от этого выиграют все: и гости, и арендодатели, и мы, как компания", — говорит Артём Кромочкин, руководитель направления краткосрочной аренды Авито Недвижимости.
Посмотрим, как оценивают новый сервис опытные предприниматели.
Своевременное решение
"Основательно мы зашли на Авито в марте 2022 года. До этого, учитывая, что мы занимаемся исключительно посуточной арендой, Booking и Airbnb предоставляли нам полный спектр гостей, необходимости в дополнительных площадках бронирований не было. Но с момента их ухода появилась острая необходимость выставляться на Авито в первую очередь", — рассказывает Екатерина Буласио, генеральный директор компании LetYourFlat. Спикер говорит, что сегодня её всё устраивает, учитывая опыт размещения на площадке в течение полугода, за которые команда онлайн-платформы провела колоссальную работу по совершенствованию посуточной аренды на ресурсе. "Календарь и статус "Квартира проверена" дают нам возможность более стабильно работать, не сталкиваться с мошенниками, не копировать объявления. И иметь в том числе оплату через сайт Авито. То есть сервис уже работает как полноценная ОТА-система", — оценивает она.
Сегодня у компании LetYourFlat в управлении 85 объектов, она работает на рынке более четырёх лет — запуск состоялся накануне ЧМ-2018. Оценивая в целом ситуацию на рынке, Екатерина Буласио говорит, что ситуация варьируется в разных сегментах. Компания в своё время сделала ставку на локацию — все квартиры находятся в "центровых точках Петербурга". "У нас проходит очень серьёзная выборка объектов перед тем, как брать их в управление — поэтому по всем нашим объектам ситуация не изменилась по сравнению с прошлым годом. Несмотря на то, что в планах у нас было увеличение выручки примерно на 20% по сравнению с прошлым годом, этого не произошло. Мы не идём по плану, но при этом сохранились показатели прошлого года", — говорит собеседница "ДП".
К сервису "Квартира проверена" компания подключала объекты постепенно, в течение нескольких месяцев: это связано с плотностью броней и процессом проверки. Уровень последней многие участники рынка посуточной аренды — арендодатели, хосты — оценивают как очень высокий. Таким тщательным вниманием к нюансам не отличались даже зарубежные площадки, остальные российские платформы не стремятся к скрупулёзной проверке объявлений на безопасность по всем аспектам.
На Авито Недвижимости для получения статуса, необходимо произвести детальную непрерывную видеосъёмку, первым кадром которой станет листочек с номером объявления, далее последует табличка с адресом дома и "виртуальная" прогулка до самого объекта и по нему — не упуская ни одной детали: от планировки и функционирующей сантехники до видовых характеристик и марки бытовых приборов. Таким образом, видео продемонстрирует состояние как самой квартиры, так и окружающего её пространства. По словам Екатерины, процесс проверки объекта занимает несколько дней. Но стоит того. "В верификации объекта участвуют реальные сотрудники Авито — и они могут даже отклонить объект, если информация будет не соответствовать указанным пунктам в объявлении. Это предотвращает платформу и гостей от недобросовестных арендодателей и несуществующих квартир, объявления с которыми размещаются, чтобы собрать контакты гостей. И при этом когда у нас, как арендодателей, есть статус "Квартира проверена", это позволяет иметь намного больше бронирований от потенциальных гостей", — считает спикер.
Сегодня все объекты LetYourFlat имеют опцию онлайн-бронирования. И это даёт возможность оценить эффект полноценно. "В сентябре по сравнению с августом процент бронирований на Авито вырос с 9 до 20% от общего числа бронирований. В октябре по сравнению с сентябрём — ещё на 6%. То есть на сегодняшний день порядка 25% всех бронирований со всех наших квартир идёт через Авито Недвижимость. Именно благодаря тому, что мы смогли пройти проверку всех объектов и получить статус "Квартира проверена", — уверена Екатерина Буласио.
Тем не менее, у неё есть вполне конкретное пожелание к расширению доступных опций в сервисе — появление 100%-ной предоплаты для гостей.
Кардинальные перемены
Михаил Фурсов, руководитель петербургской сети Imperial Apart, рассказывает, что впервые компания опробовала размещать свои объявления на Авито около четырёх лет назад. Но тогда сервиса онлайн-бронирования на площадке не было, как и страхования. Зато эти опции предлагали западные платформы. "Как раз два игрока — Booking и Airbnb — сформировали культуру рынка посуточной аренды. У них самое главное достоинство было непосредственно для принимающей стороны, отельеров и хостов — страхование рисков, весь этот негатив они брали на себя и его урегулировали", — поясняет собеседник "ДП". По его мнению, пока к бизнес-модели на 100% из российских игроков никто не приблизился. Однако уровень растёт быстрыми темпами.
"За 6–7 месяцев прогресс есть, и он каждый квартал чувствуется. Особенно он заметен у Авито Недвижимости — когда идёт полноценная синхронизация с системами бронирования: так называемыми channel-менеджерами, в том числе Bnovo, — детализирует Михаил Фурсов. — Они молодцы, что смотрят, что лучшее предлагают международная практика и коллеги по цеху — в частности, страхование квартир, рисков — и тоже у себя это вводят, правда, со своими условиями. Но тем не менее, они это вводят, работают в этом направлении. И более того, в части сервиса поддержки партнёров у них очень крутая опция есть — персональный менеджер. Это есть только у Авито из российских систем".
Спикер уточнил, что налаженное взаимодействие с онлайн-платформами и оперативность реагирования на запросы арендодателя — это важный момент для непрерывности бизнес-процессов. Если решение конкретного вопроса будет откладываться на несколько недель, это грозит простоем объекта и финансовыми потерями. Персональный менеджер Авито подключается к поиску решения в тот же день или на следующий. Также Михаил Фурсов рассказал, почему компания покупает на Авито максимальные тарифы при размещении: "Надо выделяться. Несмотря на то, что у нас сеть квартир со значками "Квартира проверена", "Безопасная бронь" — всевозможные так называемые фишки у нас присутствуют, но тем не менее конкурентов очень много, мы дополнительно тратим деньги на продвижение. И это себя оправдывает".
А именно: с февраля по середину сентября прирост по загрузке номерного фонда сети из месяца в месяц — не менее 10–15% к каждому предыдущему. То есть суммарный рост составил более 100%, делится спикер. "Я думаю, что эта динамика скоро замедлится, где-то в ноябре-декабре — там уже таких приростов не будет. Но пока Авито развивали этот сервис, и у них охват довольно-таки широкий — наверное, за счёт этого у нас были такая хорошая динамика и такие хорошие цифры по бронированию", — говорит Михаил Фурсов.
Для компании была очень важна интеграция с channel-менеджерами, которые синхронизируются по всем 15 объектам Imperial Apart. Это специальная система, типа Bnovo, которая позволяет одновременно управлять всеми площадками и единым календарём, что удобно всем администраторам сети. И Авито сумел это предоставить.
Обоюдовыгодный комфорт
Все собеседники "ДП" вспоминали иностранных Booking.com и Airbnb — но все в разном контексте. Так, предприниматель Ольга Лосьянова призналась, что никогда не считала эти платформы удобными. "Booking.com — был сервисом для отелей, который адаптировали под посуточную аренду квартир, что создавало технические неудобства, кроме того, качество гостей оставляло желать лучшего. Сервис не предоставлял возможность прямого контакта с клиентом до момента бронирования — для определения условий этого короткого, но всё-таки договора. Вся оплата шла через Booking — и это была несовершенная система, со сбоями в расчётах и техническими проблемами", — поясняет она свою позицию. Airbnb тоже были не всегда пунктуальны в расчётах с наймодателем и также присутствовала закрытость контактов. "В итоге ещё до появления опций онлайн-бронирования и "Квартира проверена", я отказалась от других сервисов и работала исключительно через Авито. Меня это вполне устраивало", — говорит Ольга Лосьянова.
Предприниматель признаётся, что когда узнала о новом предложении от Авито, она испытывала некоторый скепсис. И в итоге оказалась приятно удивлена. "Авито на высочайшем уровне разработали систему. И самое главное — посмотрели в корень вопроса бизнес-отношений "наймодатель-наниматель". Что нужно наймодателю и что желает получить наниматель. Они уловили зерно — и это было отправной точкой. Всё работает, никаких технических сбоев".
Ольга Лосьянова работает на рынке посуточной аренды уже много лет — однако в 2014 году предпринимателю пришлось закрыть свою компанию, сократив бизнес до семейного формата. Сегодня она управляет 13-ю объектами и имеет поток постоянных клиентов. Однако подключение сервиса позволило увеличить плотность брони — на этот шаг Ольга Лосьянова пошла в конце весны, и осенью констатирует: всё лето была 100%-ная загрузка квартир. "Приблизительно 60% гостей шли через Авито благодаря этому инструменту. Ни одного сбоя, ни одного отказа, ни одного срыва, ни одного неприятного клиента", — уточняет спикер.
И кстати про гостей — для предпринимателя это очень важный момент, она очень конкретно описывает портрет своей аудитории, и для неё принципиальна не только загруженность объектов, но и качество клиентов. На это у Авито тоже нашёлся ответ: "С первого момента обращения клиента есть возможность прямого контакта. Все ожидания как мои от гостей, так и гостей от площадки, которую я им предлагаю, — всё удаётся прояснить до момента бронирования. Есть фильтры: на сколько суток принимаешь гостей, какое количество, как меняется цена в зависимости от количества гостей, то есть максимально все условия заложены в систему. И я, как наймодатель, имею возможность установить фильтры и отсечь нежелательную публику. И потенциальные гости обращаются уже в соответствии с моими условиями — пообщалась, если контакт налажен, подтверждаю заявку и люди бронируют. Понятные клиенты. Прозрачность", — объясняет Ольга Лосьянова.
Своевременную оплату от Авито предприниматель тоже относит к преимуществам сервиса. И здесь у неё тоже нареканий нет. "Главное для гостя, который идёт на Авито — понимание, что он быстро, надёжно и качественно решит свой вопрос. Что вариант, который он найдёт, будет актуален. Вот именно значки "Квартира проверена" и "Безопасная бронь" дают ему 100%-ную гарантию. Нам, наймодателям, даёт качество гостя и высокий процент занятости", — резюмирует собеседница "ДП".