Обитаемый полуостров: отсутствие альтернатив сохранит турпоток в Крым

После взрыва на Крымском мосту многие стали срочно перекраивать планы и отказываться от посещения полуострова в ближайшее время. "ДП" разбирался, каковы теперь вообще перспективы региона как туристической дестинации.

По данным главы Крыма Сергея Аксёнова, за январь–август 2022 года туристический поток в регион составил 5,26 млн человек. За три летних месяца полуостров посетили 4,2 млн граждан, что на 19% меньше, чем в сезон 2021 года, и на 7% меньше лета 2019 года. При этом только 17% туристов в этом году добирались до Крыма по железной дороге. Основным транспортом для желающих отдохнуть на полуострове россиян является автомобиль.

Временная изоляция

После ЧП на Крымском мосту железнодорожное и автомобильное сообщение с материковой Россией оказалось прервано, что по сути временно изолировало полуостров, ведь аэропорты на юге страны так и остаются закрытыми. Советник главы Республики Крым Олег Крючков уже через несколько часов после происшествия заявил о налаживании сухопутного коридора в регион через ДНР и Херсонскую область. Но поезда через эти территории пока не ходят, а у туристов на собственных авто маршрут по понятным причинам не снискал особой популярности.
Продажу билетов на поезда до Крыма на ближайшие дни после взрыва приостановили, а отправление утренних локомотивов до Симферополя из Москвы и Петербурга задержали. Уже вышедшие составы из Москвы, Петербурга и Омска перенаправили на вокзал Анапы. В РЖД пообещали обеспечить пассажиров водой и дополнительным питанием, а также разместить их в гостиницах.
Поезда, отправлявшиеся из Севастополя в сторону материковой части страны, задержали или перенаправили на станцию в Феодосию. Кроме того, в РЖД назначили дополнительные составы до столицы из Новороссийска и Анапы с билетами по фиксированной стоимости.
Масштаб поражения инфраструктуры оказался некритичным, и уже утром воскресенья железнодорожная монополия сообщила, что движение пассажирских и грузовых составов по Крымскому мосту осуществляется по нормативному графику. К вечеру 9 октября по переправе запустили и электрички.
Продажа билетов в полном объёме восстановилась к 10 октября. На поезд "Таврия" Санкт–Петербург — Симферополь, отправляющийся 13 октября, можно купить билет в плацкарт по цене от 3,2 тыс. рублей, в купе — от 7,2 тыс. Сказывается наступивший низкий сезон — в начале лета удачей было поймать билеты хотя бы на 1,5–2 месяца вперёд. Сейчас же в плацкартных вагонах, по данным системы бронирования, почти в каждом поезде есть более 200 свободных мест, в купейных — в среднем в 5–7 раз меньше.
Кроме того, с 10 октября весь грузовой и пассажирский транспорт стали переправлять на пароме через порты в Керчи и Темрюкском районе.
Ситуация напрямую затронула не только пассажирские перевозки, но и доставку почтовых отправлений. "Из–за происшествия на мосту доставка заказов с нашей платформы для покупателей в Крыму задерживается. Сделать новые заказы также временно невозможно до решения ситуации с грузовым транспортным сообщением между полуостровом и материком", — заявили в компании Ozon.
В пресс–службе СДЭК "ДП" сообщили, что тоже временно приостановили доставку в Крым. В АО "Почта России" предупредили о возможных задержках. "Совместно с “Почтой Крыма” мы обеспечиваем почтовый обмен с полуостровом с учётом имеющихся логистических возможностей", — говорят там.

Спрос невелик

Вплоть до февраля 2022 года Крым пользовался высокой популярностью у российских туристов. Причём отдых на крымских курортах был востребован не только летом, но и в новогодние праздники. С 27 декабря 2021 года по 9 января 2022–го включительно на полуострове отдохнули 264,8 тыс. человек. В праздники в Крыму работали более 270 объектов размещения общей вместимостью 54,1 тыс. мест. Средняя загрузка объектов составила 65–70%, ряд объектов были загружены более чем на 85%, а непосредственно в новогоднюю ночь — на 90% с лишним.
Начиная с февраля всё естественным образом изменилось. "Количество забронированных путёвок в Крым в этом году в нашем агентстве практически равно нулю. Думаю, что этим летом основной турпоток в Крым состоял из самостоятельных туристов. Многие поехали туда на своих автомобилях. Спрос естественным образом перераспределился на Сочи, Абхазию, Дагестан, а также Турцию, Египет", — поделилась генеральный директор бюро путешествий "Мандарин" Анжелика Андреева.
Коммерческий директор организатора автобусных туров "Вест тревел" Сергей Хохлов рассказал, что в силу вялого спроса и неспокойной обстановки его компания некоторое время назад вообще убрала туры в Крым из списка предложений. "Дальше будем смотреть по ситуации. В свете последних новостей спрос на путешествия в принципе снизился", — отметил он.
По словам исполнительного директора Альянса туристических агентств Наталии Осиповой, в первые часы после взрыва начались аннуляции броней на путёвки в Крым. Но уже к вечеру того же дня ситуация нормализовалась. Сильного падения продаж в итоге не обнаружилось. Она замечает, что сезон в Крыму уже закончился, поэтому и говорить о массовой отмене туров некорректно.
"У нас и не было большого количества бронирований по причине отсутствия авиасообщения с полуостровом — из–за этого летом Крым и так недополучил своих туристов. Но даже на момент возгорания в регионе находились порядка 50 тыс. путешественников", — говорит Осипова.
Представители сервисов по бронированию отелей и покупке билетов не смогли предоставить "ДП" оперативную статистику возвратов и отказов после минувших выходных.
Директор по маркетингу и коммуникациям компании "Ракета" Дарья Зубрицкая рассказала, что в её компании не фиксируют отмен командировок, броней отелей, возвратов железнодорожных билетов в Крым. По её словам, в 2022 году самым активным месяцем для деловых поездок был март, за ним со значительным отставанием следовал июнь (–81%). В апреле, мае и сентябре — традиционно активных деловых месяцах — бизнес–поездок в Крым было ещё меньше.

Вопрос престижа

Эксперты, с которыми пообщался "ДП", считают, что инвестиции в туристическую инфраструктуру Крыма, несмотря ни на что, продолжатся.
Партнёр Центра стратегического консалтинга Наталия Белякова отмечает: "В сложившихся условиях развитие Крыма, в том числе в части туризма, становится вопросом национального престижа. Есть и бизнес–обоснование: 80% доходов от мирового оборота туруслуг приходится на зоны, находящиеся на побережье, до 100 км в глубину. По итогам заседания Госсовета по туризму на ВЭФ явно обозначен долгосрочный вектор на отдых россиян внутри страны на наших морях".
Виктория Шамликашвили, генеральный директор туроператора ITS, считает, что турпоток в Крым не остановится, хотя может и снизиться на время. "Людей, готовых ехать чуть ли не в любую точку (лишь бы было дёшево), довольно много. Мы это наблюдали, например, после цунами в Таиланде. Некоторые продолжат ездить туда", — говорит она. Правда, путешествия, по её мнению, скорее возобновятся уже в 2023 году. Сейчас (даже если не брать в расчёт происходящие события) туристический сезон близится к завершению.
В 2014–2021 годах министерством курортов и туризма Республики Крым было рассмотрено 562 инвестиционных проекта (заявки). В том числе в 2021 году — 48 проектов на общую сумму около 24,7 млрд рублей. В 2015–2021 годах подписано и реализуются 45 инвестиционных соглашений, касающихся развития туристической сферы, на общую сумму более 49,8 млрд рублей. Санаторно–курортный комплекс республики насчитывал по итогам 2021 года 1098 средств размещения.
Мы, как партнёрство, которое работает со всеми регионами страны, наблюдаем сильные колебания в спросе на туризм как таковой всё последнее время. Условия, в которых мы живём уже 3 года, вызывают нестабильный спрос и отсутствие возможности долгосрочного прогнозирования. Сегодня на рынке не существует какой–то глубины продаж, а из этого вытекает невозможность инвестирования. Текущие события не единственный фактор нестабильности. Скорее, все присутствующие в нашей жизни факторы влияют на развитие туризма, на спрос, на желание людей путешествовать. Окончательные результаты сезона ещё не подведены. Это очень сложная задача, потому что учёт турпотока — это не только статистика, которую ведут правительство региона и информационные центры. Ведь необходимо учесть и всех тех, кто, как раньше говорили, приезжают дикарями и потому остаются непосчитанными. Я думаю, только к зиме мы поймём, какие цифры были летом. Один из основных факторов для желающих путешествовать по нашей стране — транспортная доступность. Совершенно согласен с коллегами, которые говорят, что отсутствие прямого сообщения или его дороговизна во всех смыслах оказывают безусловное влияние на принятие человеком решения, ехать или не ехать куда–то на отдых.
Михаил Ушаков
президент Национальной ассоциации туристско–информационных центров (НП "Наито")
Туризм продолжит существовать. Я прогнозирую, что к лету 2023 года спрос на Крым восстановится, если не усугубится политическая ситуация. Инфраструктура и самолёты не должны простаивать, бизнес и власть заинтересованы в том, чтобы они работали и приносили доход. Мировой опыт показывает, что заморозка тех или иных направлений действует в течение недлительного времени. Шок от терактов или происшествий сохраняется у людей около полугода. После расстрела в Тунисе (26 июня 2015 года террорист устроил стрельбу на пляже в Сусе, убив 38 человек. — Ред.) через полгода европейцы и российские туристы возобновили поездки в страну. Взрыв самолёта в Египте в 2015 году привёл к тому, что рейсы из России перестали отправляться туда. Однако сограждане летели в страну через Израиль или Иорданию. Рейсы в Турцию и Египет сейчас заметно выросли в цене. Крым остаётся наиболее дешёвым вариантом. Альтернатива ему — Каспийское море, к тому же отдых на нём наиболее безопасен. Возможно, Каспий в ближайшее время начнут более активно развивать как туристическое направление.
Андрей Щукин
директор учебного центра международного туризма и бизнеса
С точки зрения долгосрочных планов и инвестиций я считаю Крым наиболее перспективным для развития туристической инфраструктуры, особенно крупной, капиталоёмкой и подходящей для всесезонного использования. Пока не будет восстановлено воздушное сообщение, попасть на полуостров будет сложно. Тем не менее сложившаяся ситуация — временная. Крым останется дестинацией, перспективной для общеэкономического развития, каркасом которого может стать туристическая инфраструктура.
Роман Еремян
председатель правления JVC Indigo Development
По состоянию на 10 октября на переправе работали три парома. Заторы наблюдались с двух сторон: порядка 700 грузовиков ожидали доставки из Крыма, около 750 транспортных средств скопились со стороны Краснодарского края. ПЭК временно приостановил приём грузов к перевозке на/с полуострова. Прогнозные сроки доставки для клиентов, чьи отправления уже в пути, скорректированы. Планируем возобновить перевозки через 6 дней. Ориентируемся на то, что движение грузовых автомобилей по Крымскому мосту будет восстановлено к 16 октября. Филиалы ПЭК в Крыму работают в штатном режиме, грузы по территории республики доставляем согласно расписанию.
Вадим Филатов
заместитель директора ПЭК