Арктика за неделю: Петербург и Мурманск конкурируют за Белоруссию

Автор фото: Ермохин Сергей

Россия в 2021 году возглавила Арктический совет. В связи с этим "Деловой Петербург" и Проектный офис развития Арктики реализуют проект еженедельных дайджестов основных событий, которые произошли в арктическом регионе как в России, так и за рубежом.

Раздел белорусского экспорта

Завершился визит главы Мурманской области в Минск — глава региона Андрей Чибис вернулся с целым пакетом двусторонних соглашений и инициатив. Так, стороны согласовали поставку в Кольское Заполярье грузовых автомобилей МАЗ, обсудили возможность организации прямого авиасообщения между Минском и Мурманском, договорились о продвижении научно-технического и социально-культурного сотрудничества.
Впрочем, в Белоруссию губернатор Чибис ездил далеко не только за этим. Главной темой визита стало использование имеющихся и будущих мощностей области в интересах белорусского экспорта. После того, как Беларусь попала под западные санкции, для бывшей союзной республики, не имеющей выхода к морю, остро встал вопрос о вывозе экспортных товаров, прежде всего калийных удобрений. Как стало известно ранее, частично они будут отгружаться через Петербург. Однако выбор Северной столицы в качестве хаба не решает проблему. Во-первых, портовых мощностей Петербурга недостаточно для закрытия всех заявок белорусских экспортёров. А во-вторых, отправка грузов азиатским потребителям может оказаться более рентабельной при использовании Севморпути и, соответственно, при перевалке через Мурманский порт. Вот об этом-то и условились белорусский президент и мурманский губернатор.
Следует отметить, что перевалка не начнётся в одночасье. Для неё будет построен новый терминал мощностью 5–7 млн тонн в год на западном берегу Кольского залива. Поэтому достигнутые договорённости больше про перспективу.

Народные промыслы онлайн

Программисты из Якутии разработают цифровую торговую платформу, которая позволит представителям коренных малочисленных народов Севера (КМНС) продавать товары традиционного народного промысла на интернет-площадках. Такую инициативу анонсировал руководитель Минвостокразвития Алексей Чекунков.
Федеральный бюджет поможет этому начинанию финансово: средства на него будут выделены в рамках государственной программы по развитию Арктики, предусматривающей, в том числе, осуществление системной поддержки КМНС.
Возможность напрямую, без посредников работать на рынке традиционных изделий может принести немалую пользу коренным общинам Севера. Благодаря этому формируется востребованность народных промыслов, растёт престижность труда тех, кто посвятил им свою жизнь. Да и дополнительные доходы в северных стойбищах и посёлках будут нелишними. А кроме того, искусство Арктики — это ещё и просто красиво.

Миллиарды для краболовов

ВЭБ.РФ финансирует проект по строительству на Находкинском судоремонтном заводе восьми краболовных судов, предназначенных для работы в северных акваториях России. По данным корпорации, общий объём средств, выделенных на эти цели, составит 13,5 млрд рублей; почти семь миллиардов из этой суммы уже перечислены судостроителям.
Суда, сооружаемые в Находке, будут использоваться для добычи краба в акваториях Берингова, Баренцева и Охотского морей и его последующей перевозки в живом виде. Они обладают высокими эксплуатационными характеристиками — для них предусмотрен неограниченный район плавания, им присвоен ледовый класс Ice2. Каждое такое судно будет способно транспортировать до 120 тонн живого краба. К слову, проект краболова был разработан петербургским ООО "Дамен Инжиниринг".
"Находкинские" краболовы — прекрасная иллюстрация того, насколько развитие Арктики важно для всей страны. Необходимость в освоении морских ресурсов Заполярья обуславливает приток инвестиций в судостроительные предприятия, находящиеся далеко за пределами Крайнего Севера. А это — новые рабочие места, бюджетные поступления и долгожданный перезапуск местных производств.

Вертолёты для Заполярья

В ближайшие несколько лет в состав авиации МЧС войдут 14 вертолётов, девять из которых предназначены специально для работы в высоких широтах. Речь идёт о Ми-38 — современных машинах, созданных для Арктики.
Вертолёты будут переданы арктическим комплексным аварийно-спасательным центрам, которые возьмут на себя функцию обеспечения безопасности жизни и хозяйственной деятельности в АЗРФ, а также навигации на Северном морском пути. Как сообщает министерство, для заполярных бортов МЧС будет подготовлено более ста пилотов.
Закупка вертолётов в арктическом исполнении имеет существенное значение в контексте развития Заполярья. Основное преимущество Ми-38 — высокая дальность полёта: она составляет до 750 км. Их поступление в спасцентры позволит увеличить радиус, в пределах которого последние смогут осуществлять поисковые и спасательные операции, тем самым заметно повысив эффективность всей системы ГО и ЧС в Заполярье.