Сезон оправдавшихся надежд: Северо-Запад стал главным конкурентом Турции

Автор фото: Тихонов Михаил

Россияне впервые за долгое время предпочли путешествия по своей стране летним поездкам в Турцию. Северо–Запад не стал исключением, хотя за туристов пришлось конкурировать с курортами Северного Кавказа, Крыма и Алтая.

В Петербурге гостей стало больше на треть, Карелия идёт на рекорд в ожидании миллионного туриста за год. Спад интереса ощутил разве что Калининград, да и то ненадолго.

Все средства хороши

В середине лета турпоток в самый западный российский регион восстановился. Председатель Ассоциации предприятий туриндустрии Калининградской области Светлана Слепенок объяснила, что туристы перестали бояться летать в регион. А опасения были в том числе из–за удлинения маршрута и полёта над нейтральными водами. "Да, чуть дольше, чем ранее, но зато бонусом потрясающий балтийский закат, если прилетаете вечером, и фантастический вид на Куршскую косу в момент “афганского захода” на посадку", — завлекал любителей новых впечатлений глава калининградского профильного министерства Андрей Ермак. В июле ему пришлось оправдываться за фото девушки в кружевном нижнем белье, которым он проиллюстрировал анонс о предстоящем в регионе Всероссийском дне поля. На последовавшую критику Ермак ответил, что будет рекламировать Калининградскую область так, как "считает уместным в той или иной ситуации", если это будет положительно сказываться на турпотоке.
В момент обострения геополитической ситуации и проблем с логистикой и сам губернатор Антон Алиханов призывал туристов не бояться "блокады Калининграда" и приезжать, "если, конечно, не за цементом". Проблему с грузоперевозками урегулировали, да и туристы вновь потянулись к калининградской Балтике. В итоге за полгода спад турпотока по сравнению с прошлогодним бумом составил всего 5%, и хотя гостиницы в среднем были загружены меньше, средний чек вырос до 8,3 тыс. рублей, а выручка отрасли в целом за полгода достигла почти 6 млрд рублей (+26% к прошлому году). Словом, туры ощутимо подорожали, но регион остался в топ–10 самых популярных направлений. Туры на сентябрь раскупают вовсю.

Хорошие знаки

Великий Новгород провёл высокий сезон под эгидой губернаторского проекта "Новгородское лето", когда каждый выходной что–то происходило — то фестиваль, то концерты на новых набережных Волхова. В городе также появилась современная прогулочная зона на Ильиной улице, ведущей прямо к церкви Фёдора Стратилата с фресками Феофана Грека, а в самые последние дни лета после 5–летней реставрации открылся музей народного деревянного зодчества "Витославлицы".
В офисе туризма "Красная изба" корреспонденту "ДП" рассказали, что изначально ожидали высокий трафик и лето–2022 "в полной мере оправдало ожидания". "Гостей было очень много, и здесь мы говорим как про организованный туризм, так и про “индивидуалов”. Очень радует, что значительно увеличилась продолжительность их пребывания в Новгородской области. Сегодня гости города хотят видеть больше, далеко за пределами областного центра", — отметила директор "Красной избы" Марина Лебедева.
День города Великий Новгород отпраздновал в этом году в последние выходные августа, и только за этот уик–энд городской турофис посетили более 2,5 тыс. иногородних гостей. В "Красной избе" это восприняли как хороший знак, дающий надежду на дальнейшую тенденцию роста турпотока. Пока он держится на уровне 1,5 млн человек в год, но в регионе ставят цель увеличить его до 4 млн, чтобы попасть в топ–15 популярных направлений России. Траты туристов в Новгородской области тоже пока далеки от калининградских (4,3 млрд рублей по итогам 2021 года), но оставаться в регионе гости стали дольше: глубина поездок выросла до 4 дней.

Карельские рекорды

Карелия переживает приток гостей со всей страны третий год подряд. В республиканском управлении по туризму отмечают, что такой рывок помогли сделать и пандемия, и закрытые границы, и санкции: красотами республики заинтересовались гости со всей страны. Если в 2020 году Карелию посетили 840 тыс. гостей, то только в первом полугодии 2022–го — более 0,5 млн. По итогам года турпоток точно перевалит за миллион, уверены карельские власти.
Бизнес тоже ощутил открывающиеся возможности и начал выходить из тени: число легально работающих объектов размещения в Карелии за 2 года выросло на 34%, с 426 до 638. Одна из причин — возможность получения помощи от государства, в том числе на строительство модульных гостиниц и кемпингов.
Особенно популярными нынешним летом стали программы по Карелии с чартерным перелётом из Москвы.
"Всего состоялось 22 рейса, все они были заполнены под завязку", — отметили в туркомпании FUN&SUN. Спросом пользовались не только туры на Кижи, Валаам и в горный парк Рускеала. Любители активного отдыха могли попробовать сплав на рафтах по реке Шуя, включая пикник с дегустацией национальных напитков. Популярнее Карелии в программе летних чартеров оказался только Алтай.

За деликатесами

Псков в июне целую неделю был столицей этногастрономического фестиваля "Виноград", на котором помимо продукции российских виноделов можно было найти даже такие деликатесы, как, например, бургундские улитки из Невеля. В отели Пскова в дни проведения фестиваля попасть было невозможно, загрузка оказалась 100%–ной. Псковские власти нацелились непременно закрепить такой успех и в следующем году.
После двухлетнего вынужденного перерыва гастрофестивали состоялись и много где ещё. В Сыктывкаре провели "Шаньга Фест" — общенародный пикник под открытым небом, названный в честь национальной лепёшки шаньги. Эту выпечку, а также многое другое можно будет отведать 11 сентября в Нарьян–Маре, столице Ненецкого автономного округа (НАО), где гостей будет встречать фестиваль арктической кухни "Тундра". На главной площади Нарьян–Мара раскинется городок с кухнями девяти арктических регионов страны. Из Архангельска будут бургеры с треской, хозяева готовятся удивить рекордным количеством бургеров с олениной, будут здесь и блюда из жеребятины из Якутии, а также мороженое из Норильска — экзотическое "шахтёрское" и со вкусом оленины. Руководитель проекта "Арктическое мороженое “69–я параллель”" Нина Федотова отметила, что её бизнесу дают стимул развиваться именно такие фестивали, после которых заказы появились даже из Китая. А власти НАО рассчитывают, что подогреют интерес туристов и к Крайнему Северу.